Во второй статье из серии «Городские сообщества» Богдан Конаков рассказывает о техно культуре Киева, масштабных вечеринках, а также людях и событиях, которые за ними стоят.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: «Міські спільноти. Ультрас «ДИНАМО»: як футбольний фанатизм стає громадським рухом».
Целую неделю ждешь этой ночи, готовишься. Сегодня надо лечь спать пораньше, чтобы накопить силы. Очень хочется услышать всех музыкантов, заявленных в лайн-апе. Уверен в этот раз будет также хорошо, как и в прошлый. Нельзя пропустить.
Перед входом уже выстроилась небольшая очередь. Много знакомых лиц, с которыми видишься только в клубе. Кто-то из них дизайнер, кто-то архитектор или успешный программист. Издалека доносятся отголоски музыки, она становится всё громче, ты проходишь в зал, понемногу заполняется танцпол. Складывается впечатление, что это и не в Киеве, а где-то заграницей. Танец и музыка, как первобытный ритуал.
Многие говорят, что за последние пару лет произошло некое возрождение локальной электронной сцены, новая волна. Эти перемены случились скорее не благодаря революции, а посредством этих событий. Майдан фактически стал точкой, от которой теперь отсчитывается «до» и «после», но в контексте развития мировой сцены, всё выглядит довольно логично и предсказуемо, и Киев не стал исключением. То, что техно-музыка стала популярной и здесь, является следствием культурного развития общества, и это произошло бы рано или поздно. Толчок в развитии электронной сцены случился в 2007 году, с появлением клуба «Хлеб», который уже тогда равнялся на андерграундные европейские клубы. Отказавшись от шоу-балетов и богатой обстановки в пользу хорошей музыки, он стал одной из первых альтернатив ночной жизни столицы. Именно там можно было увидеть и услышать таких музыкантов, как Afrika Bambaataa, Dj Rashad, Kim Ann Foxman, Tobias Schmidt и многих других. Также появлялись промоутеры и организаторы, которым не хватало мест, куда можно было сходить и послушать любимую музыку. Комьюнити Addicted, благодаря которому в Киеве выступали многие известные музыканты, например, Andy Stott, Levon Vincent, Perc и DVS1; вечеринки, которые потом переехали на Лесной Причал (он потом перерос в Closer); Labgarage и Малая Опера, студия 22:22, сумасшедшие ивенты Cinema Club и регулярные опен-эйры – всё это легло в основу нынешней сцены, воспитало вкус у публики и вдохновило целое поколение.
Говорят, Киев – новый Берлин. Это конечно же шутка, но доля правды в этом есть. Увы, наша локальная сцена не может похвастаться таким изобилием клубов, артистов и слушателей, но, так же, как и в Берлине, здесь всё возникло на руинах. Про какие вечеринки можно говорить, когда в стране война?Но может именно танец и музыка (в данном случае техно) – это единственное, что дает силы не опускать руки. Дабстеп начиная с 2008 года начал отходить на второй план, а на смену веселому диско и хаусу, что в данной ситуации звучат неактуально, пришло техно, которое во всю громкость заполнило танцполы. Кризис и все последующие сложности в стране объединили организаторов, промоутеров и музыкантов в то, что называют локальной сценой.
Чтобы понять нынешнюю ситуацию в электронной музыке Киева и разложить всё по полочкам, стоит обратить внимание на места и клубы, где всё и происходит.
Closer, Нижнеюрковская 31
За последнее время в СМИ можно увидеть много противоречивых статьей об этом клубе. Всё это связано, в первую очередь, с политикой властей по борьбе с наркотиками. Об этом мы поговорим отдельно. Прежде всего важно сказать, что Closer и не клуб вовсе – он позиционирует себя скорее, как арт-центр, с постоянными выставками, лекциями и концертами. Несколько человек, которые просто любили музыку и хотели что-то создать своими руками, превратили помещения бывшей лентоткацкой фабрики в клуб европейского образца, постепенно, старательно и непреклонно они шли к этому.
Сначала существовала лишь летняя площадка, которая называлась «Лесной Причал». Деньги, вырученные с вечеринок, шли на ремонт других помещений, их облагораживание. Всё получилось довольно скромно, но со вкусом, можно даже сказать честно. Возникнув на почве нерегулярных вечеринок, как раз перед событиями на Майдане, он перерос во флагман ночной жизни Киева. Примечательно, если сначала формат музыки был довольно узкий, то сейчас он приходится на любой вкус. Осенью прошлого года, Closer вырос чуть ли не вдвое – появился новый этаж и сцена – теперь это стало больше похоже на фестиваль с изобилием разной музыки и направлений. Это говорит лишь о том, что клуб до сих пор развивается и совершенствуется. Сейчас это лекции про искусство по будням, экспозиция в выставочном зале, джазовые концерты по четвергам и вечеринки на выходных. Раз в месяц проводится мероприятие фестивального формата Brave! Factory.
Как говорят сами организаторы: «Closer, в том виде, в котором мы его себе задумали, еще не получился». Если описать публику одним словом, то можно её назвать «прогрессивная часть общества». Именно тут есть возможность (может быть сейчас единственная в Киеве) услышать лучших диджеев и музыкантов со всего мира – перечислять всех займет не одну страницу. В стенах клуба чуждо понятие «снять кого-то» и так далее. Также здесь фигурирует так называемый «черный список», в него в основном попадают наркодилеры, которые ищут наживы и разные неадекватные личности. Под крышей Closer также нашли своё пристанище такие ежегодные мероприятия, как фестиваль экспериментальной музыки Nextsound, Cтрічка (который объединяет соседствующие по фабрике Closer, Otel’ и Mezzanine в целых пять танцполов) и другие. Иностранные артисты, выступавшие здесь, все как один говорят, что Closer – один из лучших клубов в Европе, прежде всего благодаря атмосфере, самоотдачи и благодарной публике. Может быть в каком-то европейском городе – это был бы просто хороший клуб, но в условиях нашей страны, такое явление действительно достойно похвалы.
«Схема»
Вечеринка «Схема» проходит примерно раз в пару месяцев, всё время на новых, интересных и неочевидных локациях и каждый раз – это событие, которое нельзя пропускать. Её называют рейвом, но это слово зачастую несет неоднозначный смысл, хотя по количеству людей, энергетике, мощности звука и света – «Схема» одно из самых масштабных мероприятий Украины. В основном, здесь выступают украинские диджеи и музыканты, но иногда и гости из ближнего зарубежья.
Первые вечеринки были немногочисленными, но публика постоянно увеличивалась. Именно в большой мере благодаря «Схеме» в Киеве стало популярным техно – это связано как с ситуацией в стране, так и с общими тенденциями в музыке. Сейчас техно резонирует с общественным настроением. Если коммьюнити Addicted являлось в Киеве фактически пионером техно и еще несколько лет назад они делали техно-вечеринки, но более элитарные – то на «Схему» сейчас приходит больше тысячи человек и это количество с каждым разом растет. Как и с самого начала, «Схема» придерживается андерграундного течения, как в музыке и эстетике, так и в выборе места для проведения. Кроме всего, у неё есть своя серия подкастов, к которым прилагается интервью, где уже сейчас собрана целая ретроспектива украинской электронной музыки.
Мы спросили у диджея и создателя «Схемы», Славы Лепшеева, как его вечеринка за столь короткий период переросла в такой большой и успешный проект.
Слава Лепшеев
диджей, организатор вечеринок «Схема»
Слава, как за два года «Схема» превратилась в одно из самых масштабных музыкальных событий Киева?
Первые вечеринки «Схема» организовывались в начале 2014 года, когда культурная и ночная жизнь Киева почти приостановилась, что позволило быстро привлечь внимание и собрать свою аудиторию. К тому же в процесс организации почти сразу были вовлечены медиа-артисты, дизайнеры, фотографы, технические специалисты и продюсеры – и это тоже очень поспособствовало интеграции разных творческих групп и прогрессивной молодежи, как вокруг нас, так и в целом. Но «Схема» – не самое масштабное музыкальное событие в Киеве, ведь есть еще Стрічка, Nextsound и разные мейнстрим фестивали.
На «Схеме» играют преимущественно локальные диджеи и музыканты, с чем это связано?
Мы не хотим делать из «Схемы» событие, на которое приходят ради громких имен в лайн-апе. Наоборот, нам интересней работать с локальной сценой, в которой достаточно артистов и с ними можно построить хорошую программу. В то же время, такой подход позволяет уделять достаточно ресурсов и внимания на визуальную составляющую мероприятий и другие направления при подготовке. Но «Схема» постепенно превращается в фестиваль и как только количество аудитории даст возможность строить несколько танцполов, локальных артистов уже будет недостаточно.
В связи с неадекватной политикой властей, какие возникают угрозы для «Схемы» и для киевской сцены в целом?
К сожалению, ночные мероприятия с электронной музыкой либо вовсе не попадают в бюрократическую и законодательную логику, либо рассматриваются как повод для наживы, особенно со стороны правоохранительных органов. Инициатива наказуема, и конфликт руководства нового Департамента по противодействию наркоприступности с клубом Сloser – наглядный пример. Но уличение в наркоприступности и создание негативного имиджа для общества – это только самая видимая часть тех проблем, с которыми сталкиваются сегодня организаторы. Так что угрозы действительно очень серьезные, особенно если учесть, что последние два года все держится на энтузиазме всего около десятка молодых предпринимателей среди миллионного киевского населения. Если нападки со стороны правоохранителей не прекратятся и не будет структурных изменений – эти люди либо устанут и займутся чем-то другим, либо просто покинут страну и начнут развивать свои старые и новые проекты в другом месте.
Rhythm Büro
Rhythm Büro также появилось не так давно и этой весной будет праздновать свой первый День рождения, но люди, которые стоят за ним, давно занимаются музыкой и организацией. Это коммьюнити возникло благодаря слиянию Addicted и студии 22:22, так как среди участников совпали идеи и виденье. В нынешней ситуации объединение ради совместной цели было единственно правильным вариантом. Грубо говоря, Rhythm Büro можно назвать чем-то средним между Closer и «Схемой», так как локации выбираются каждый раз новые и место не оглашается вплоть до самой вечеринки, но кроме локальных, также выступают и зарубежные артисты. По атмосфере эти мероприятия можно назвать «комфортным андерграундом» и они занимают очень важную нишу, как в музыке, так и в ночной жизни Киева в целом. Один из создателей Rhythm Büro, диджей Vero, приоткрыла историю его появления в контексте событий внутри электронной сцене и перемен в стране.
Диджей Vero
одна из соорганизаторов вечеринок Rhythm Büro
Можно ли говорить, что Rhythm Büro возникло, как реакция на перемены электронной сцены? Считаешь ли ты, что она действительно изменилась после событий на Майдане?
Думаю, что возникновение Rhythm Büro обусловлено целым рядом причин, но перемены, которые ты заметил, могли нам сопутствовать, но точно не стали подоплекой. Мы не пришли специально под перемены и не выбирали удачный момент, а, скорее, существовали и делали что-то значимое задолго до них. Раньше Игорь Глушко с ребятами занимался техно-ивентами Addicted, которые посещали единицы. Сейчас же на гостей, которых он возил, собралось бы много людей. Я всегда была рядом, по возможности помогала. В это же время мы с Сашей Sunchase двигали 22:22 и готовились к открытии студии. С переменами или без — наше объединение состоялось бы. А вот прокомментировать влияние Майдана на сцену – мне сложно. Хочу отметить один важный момент — организаторы не хотят платить взятки за «крышу». Все это говорит о том, что Майдан продолжается. Борьба с системой нам предстоит еще долгая, и всем, кто хочет выстоять — придется быть готовым к сопротивлению и болезненным ранам. Все только в наших с вами руках.
Новые клубы
В Киеве сейчас открылось несколько новых клубов и музыкальных баров с разной музыкальной эстетикой и своей характерной атмосферой. Интересно, что большинство из них находятся на Подоле, который постепенно превращается в арт-район.
Прежде всего стоит сказать про Otel’, который находится в стенах все той же лентоткацкой фабрики, но музыка в нем более сложная, часто можно услышать артистом лайвом, то есть когда играется собственная музыка вживую. Можно сказать, что история его создания аналогична таким же проектам – молодые творческие и инициативные люди, которым не хватало разнообразия, решили сделать всё сами. Иногда это масштабные мероприятия, иногда очень камерные. Атмосфера, царящая внутри, действительно располагает к новой музыке. Если изначально в Otel’ ходили люди, которым нужна была только музыка и которые не обращали внимания на его изъяны, но постепенно он становится всё более привлекательней и комфортней, появился гардероб, чилл-зон, хороший бар – всё это только к лучшему. Тут же стоит вспомнить объединение Peauty-Fute, которое иногда проводит здесь вечеринки, где можно услышать целый спектр андерграундной электронной музыки от Autechre до Basic Chanel. Peauty-Fute, кроме танцевальной музыки продвигает эмбиент и экспериментальную музыку, делая концерты с украинскими музыкантами в таких местах, как музей например.
Другим подольским клубом, который уже стал для многих любимым, является клуб 56. Он расположился на пятом этаже пустого дома на Воздвиженке. Помещение довольно камерное, но это помогает создать правильную атмосферу, с хорошей саундсистемой и ощущением продвинутого европейского клуба. Если Closer можно назвать киевским Berghain, то 56 – это Tresor. Он идеально подходит для выступлений локальных диджеев и музыкантов, таким образом делая хороший вклад в развитие сцены.
Кроме всего прочего нельзя забывать о таких заведениях и площадках как Keller Bar, Zaal, Hashtag, Parasolka, «Эфир» и других, а также более мейнстримовых, таких как «Атлас». Все они так или иначе делают свой вклад в музыкальное развитие города. Количество в этом случае, действительно перерастает в качество, и чем больше будет мест, куда можно сходить потанцевать и послушать музыку, чем жестче будет конкуренция, тем лучше будут мероприятия.
Киевские лейблы
Действительно за последнее время появилось не только много мест, где можно услышать электронную музыку, но и диджеев, музыкантов, что немаловажно организаторов и промоутеров, благодаря которым можно говорить о новой волне. Постепенно в Киеве и в Украине появляются лейблы, которые издают местных артистов – всё это крайне положительные тенденции в контексте культурного развития страны. Известный своими виниловыми релизами зарубежных артистов лейбл Wicked Bass Records теперь может похвастаться изданием украинского артиста Wulffius. Как еще давно признался Назар Прокопив, у него с самого начала была цель показать миру локальные таланты. Такие лейблы как Kvitnu, Nexsound, Muscut, Kiev House и некоторые другие, менее заметные, очень важны для развития локальной сцены и привлечения внимания из-за рубежа.
На примере лейбла Kiev House, можно также проследить позитивные тенденции локальной сцены, вот что думает создатель лейбла Максим Сикаленко.
Максим Сикаленко
создатель лейбла Kiev House
«Не смотря на то, что на возобновление деятельности лейбла Kiev House повлияло множество факторов, первостепенной причиной действительно стал новый виток в истории локальной сцены. Появилось уже уверенное число ребят, которые начали делать что-то, соответствующее мировым тенденциям и при этом сохраняя индивидуальность каждого из них. Мне кажется сцена движется в сторону “локализации”, при этом без упора в какой-то один стиль – кто-то делает электро, кто-то мыльный хаус и лоу-фай техно или эмбиент, но при этом их связывает частично пойманный вайб города. По клубам в этом году думаю сохранится все та же тенденция “уюта”, когда небольшие группы слушателей будут себя комфортно чувствовать в небольших помещениях нежели на больших площадках. И очень надеюсь, что негативная тенденция конфронтации с властями наконец-то закончится».
Сейчас у местных лейблов есть шанс поднять на новый уровень электронную музыку Украины. Это логичное развитие страны в культурном плане, но если в нормальных странах, такие инициативы поддерживаются на государственном уровне, то в Украине всё существует только благодаря людям, которые на свой страх и риск хотят проводить вечеринки, делать концерты, создавать музыку и открывать клубы.
Скандал с Closer и наркотиками
Говорить о скандале вокруг клуба Closer нужно в первую очередь в контексте методов, с помощью которых власти борются с наркотиками. Эта проблема действительно существует, как и в ночной жизни любого другого города, но если в развитых странах борьба происходит с трафиком, лабораториями, диллерами и синдикатами, то у нас почему-то борются с потребителями, при том рекламируя это как достижение. К сожалению, случай с налётами на клуб лишь подтверждает отсталость нашей страны, так как в остальном мире наоборот проводится политика по декриминализации легких наркотиков, таким образом снижая их количество. Сейчас существует реальная угроза закрытия не только одного клуба, но и вообще исчезновения в Украине такого явления, как электронная сцена. Многие страны и популярные международные издания, например, Resident Advisor, вступились на защиту клубной культуры Киева, но опять же всё только в наших руках.
Напоследок хотелось бы сказать про беспрецедентную акцию Don’t Stop Music, которая прошла под стенами Кабинета Министров в защиту не только клуба Closer, но и сцены в целом. Мы спросили одного из участников акции, диджея Borys, об этой акции, о клубах города и о состоянии электронной музыки Киева.
Диджей Borys
Как ты можешь прокомментировать акцию Don’t stop music, что стало её причиной и какие были её требования? Есть ли какой-то результат и реакция властей?
Причиной акции стали участившиеся рейды ОБНОН, в частности последнее «маски-шоу”»в арт-центре Closer. Главным требованием было и остается требование реальной борьбы с оборотом наркотиков, но не борьбы с ночными клубами. Рано говорить о результатах – пока что ничего не изменилось, надеемся, что это случится в ближайшем будущем.
Как диджей, что ты можешь сказать о сегодняшней публике, как она изменилась за последние пару лет?
За последние пару лет я не вижу каких-то особенных перемен. Всё хорошо с нашей аудиторией. Единственное, учитывая масштабы города, в Киеве могло бы тусоваться куда больше людей.
С какими трудностями сталкивается диджей и музыкант в Украине, в сравнении с развитыми странами?
Мало клубов. В большинстве мест стоит плохой звук. Стоимость музыки, которую покупает диджей, несоизмерима с гонорарами киевских клубов и баров. Но все эти сложности можно увидеть и в Европе. Самое главное, у Киева, киевских диджеев, музыкантов и у клубов есть потенциал роста.
Перш ніж прочитати матеріал, розгляньте можливість підтримати нас. «Хмарочос» пише про розвиток міст 10 років та 119 днів. За цей час ми опублікували 24969 новин та статей. Весь контент – в безкоштовному доступі. На нас не впливає жоден олігарх чи великий бізнес, ми працюємо для наших читачів й читачок. Ваш внесок дозволить продовжити працювати нашій редакції. Долучіться до спільноти з сотень осіб, які вже підтримують «Хмарочос».
Підтримати | Хто ми такі?
Коментарі:
*Ці коментарі модеруються відповідно до наших правил ком’юніті