SEO-специалист Алиса Корж рассказывает, как она взяла к себе бездомного щенка и постепенно стала волонтером в приюте для животных «Сириус».
Как я начала помогать животным
Я всю жизнь мечтала про собаку: борзую или бигля, но покупать ее, зная сколько чудных хвостиков отчаянно нуждаются в доме, было немыслимо. И однажды я увидела ту самую собаку. Мой парень, Саша, сделал репост мимимишного щеночка, которому нужно было срочно найти дом, чтобы он не вернулся в приют. «Мы берём собаку?» – спросила я. Так нас стало трое. Врать не буду – без ущерба не обошлось, ведь собака есть собака. Но я ни о чем не жалею. Когда ты берешь животное с улицы или из приюта – это не то же самое, что купить. Это животное с историей, совершенно уникальное. И это невероятно дикий кайф.
Скоро будет год как я стала волонтёром. Рассказ о том, почему тот или иной человек решает посвятить свое время социально важной проблеме, не всегда можно начать с трогательной истории или так называемого «переломного момента». Мол, жил-был, а тут – бац! – случилось что-то, и начал «волонтёрить». У меня такого не было. Это было больше похоже на постепенное появление зависимости или потребности.
Сначала я помогала материально, по мелочи. Поможешь какому-то котёнку или щенку – и чувствуешь себя причастным к чему-то хорошему. Со временем захотелось сделать что-то большее, чем просто материальная помощь. Так у меня появилась собака – Джесс.
Но по-настоящему волонтером я стала после отдыха с друзьями на базе за городом прошлым летом. Пока все веселились, я зашла за торец дома и увидела несчастное маленькое существо, истощенное и облепленное клещами, привязанное грязной веревкой к будке около каши, сваренной неделю назад, и воды в ржавой посуде. Не вдаваясь в подробности, скажу, что щенка я буквально украла в коробке из-под шампанского. Малышка была больна и нуждалась в срочном ветеринарном обследовании. Затем последовала сложная неделя: диагноз оказался серьезным, лечение – дорогостоящим, а шансы на выживание – крайне малы. Я решила, что пойду до конца, и началось: сбор денег, мотание по аптекам в поисках препаратов, нервы, слёзы, поиск донора крови. Все это одновременно с работой и управлением проектами. Но были и приятные открытия: совершенно незнакомые мне люди отзывались на призывы о помощи, сопереживали, давали деньги. Донора удалось найти в телефонном режиме всего за час! Даже нашлись люди, готовые взять щенка домой. Я так верила в успех и знала, что если малышка выживет, это будет, пожалуй, самое важное мое достижение.
После такой ударной дозы волонтёрства просто не можешь довольствоваться малым, Рубикон перейден. Потом была первая поездка в приют для животных «Сириус» и осознание того, что теперь у меня есть не только Джесс, но и больше 2 000 собак и порядка 400 котов. Потом и этого стало мало: захотелось помочь другим, помогать приюту и направить свои профессиональные навыки на благое дело. Так начались ярмарки, участие в фестивалях и много всего интересного.
Почему животные?
У каждого волонтёра, который занимается животными, хоть раз в жизни спрашивали: «А почему именно животные?». Часто это звучит как упрек, мол, почему не дети, старики или военные. И чаще всего это спрашивают те, кто не помогает никому. На последнем «Кураж Базаре», стоя у стенда Таблеточек и разговаривая с Евгенией Драч о том, как можно было бы организовать стенд приюта «Сириус» на следующем фестивале, мы опять затронули эту тему. И именно там, у стенда Таблеточек, Женя сказала: «У доброты и желания помочь нет границ». Так оно и есть: не имеет значения, кому помогать –животным, детям или старикам. Главное – помогать.
Огромный плюс волонтёрства в том, что ты узнаешь совершенно разных и по возрасту, и по статусу людей, знакомишься с их историями во время совместной часовой поездки в приют, или когда вы бок о бок работаете в вольере. В такие моменты понимаешь, что между людьми нет границ. Одна из старожилов-волонтёров «Сириуса», Таня, уже более 20 лет является донором крови. Однажды ее кровь спасла маленького мальчика и, по словам Тани, вместе с лейкоцитами ему передалась и её любовь к животным. Целый час Таня рассказывала, как он спасает всех вокруг, даже волков подкармливает, и как однажды собака спасла ее от укуса змеи ценой своей жизни.
Другая женщина несколько лет была волонтёром в военном госпитале и спасала безнадежных ребят, собирая колоссальные суммы и отправляя их на срочные операции в Израиль, ведь наши врачи просто не брались за такие случаи. Если сталкиваешься с такими ситуациями, то рано или поздно «сдуваешься», и необходимо переключиться. Поэтому она временно переключилась на помощь животным.
К тому же, от животных получаешь чистую отдачу, что редко бывает с людьми. Они так радуются и так искренне любят! Выходит что волонтёрство – это некая терапия, определенная гарантия душевного равновесия.
Откуда берутся собаки в приютах?
Для меня отношение человека и общества к животным, детям и старикам всегда было индикатором его здоровья и адекватности. Очень люблю цитату Ганди: «Величие и моральный прогресс нации можно измерить тем, как эта нация относится к животным». Увы, у нас с этим все очень и очень плохо. Животное, по законодательству Украины, приравнивается к вещи, и даже при наличии наказания за жестокое обращение с животными (с. 299 ККУ), случаи реального наказания виновных можно пересчитать на пальцах одной руки. Бездомных животных травят, отстреливают, на них объявляют охоту. Но кто же виноват? Откуда они взялись?
Животные на улицы и в приюты попадают от людей. Они – продукт нашей безответственности.
Первый источник – бывшие домашние питомцы. Некогда домашняя кошечка или всеми любимая собачка становится ненужной. Причин много: переезд, появился ребенок, нет возможности кормить, животное испортило обои, съело лабутены, постарело или заболело. В лучшем случае животное отвозят в приют. В худшем – просто выкидывают на улицу, где оно дает потомство, которое растет в геометрической прогрессии.
Второй источник – частные секторы и села, в которых вообще мало кто знает, что животное можно стерилизовать. В итоге только у бабы Любы собака Жучка и кошка Манька каждый год приносят десятикратное потомство – часть топится, часть выживает и перебирается в ближайшие населенные пункты в поисках пропитания.
Третий источник – потерявшиеся животные. Даже если сердобольные хозяева все же ищут свое животное, шансы найти «потеряшку» не так уж велики. Отсутствие регистрации и чипирования домашних животных делает невозможным быстрый поиск хозяина. А дальше – все та же геометрическая прогрессия в следствии инстинкта размножения.
Четвертый источник – бесконтрольное и массовое разведение модных породистых животных без регистрации и документов, черный рынок породистых животных и рынки продажи животных («Птичка», кстати, сама по себе продуцирует массу бездомных животных, ведь от тех, кого не продали, просто избавляются). Отсутствие контроля и регистрации ведет к тому, что любой может у себя дома устроить питомник. Часто из щенков вырастает не то, что ожидалось, и любимец оказывается на улице. Или же неправильная селекция приводит к отклонениям в характере, слабому здоровью питомца, а таким он никому не нужен. Условно породистого щенка можно купить за очень доступные деньги, а, наигравшись, просто выкинуть на улицу. Вы бы видели, в каком состоянии в приют привозят породистых самок, рожавших без передышки ради обогащения псевдохозяев.
Решить проблему бездомных животных можно введением налога на породистого питомца, обязательным чипированием и регистрацией, льготами для тех, кто берет животное из приюта, усилением наказания за жестокое обращение с животным, закрытием рынков продажи животных и социальными кампаниями, направленными на распространение информации о причинах этой проблемы и цивилизованных вариантах ее решения.
Как работает приют «Сириус»?
Приют для животных «Сириус» является самым большим в Украине и вторым по величине в Европе. На территории, общей площадью четыре гектара, проживают более 2 100 собак и около 400 котов. Их количество постоянно увеличивается, особенно весной. «Сириус» – это частный приют, и существует он лишь на пожертвования меценатов, которых, в связи со сложившейся в стране ситуацией, становится все меньше. Управляет приютом одна хрупкая, но невероятно сильная девушка –Александра Мезинова. По образованию она музыкант, а по факту, уже более 15 лет основатель и директор приюта. И за все это время было пристроено около 5 000 собак и котов.
Жизнедеятельность приюта также поддерживается работниками, которые посменно выполняют самую разнообразную работу: колют дрова, убирают вольеры, разносят еду, обновляют воду, ежедневно оказывают медицинскую помощь больным и раненным животным. Раз в неделю в приют приезжает ветеринар.
За одну смену (12 часов) через одного работника кухни проходит около 2 000 литров бульона и каши. В месяц приют потребляет порядка 20 тонн крупы, стоимостью приблизительно 3 000 долларов. Машина дров на месяц обходится в 12-14 тысяч гривен, а электроэнергия – порядка 500 долларов. И это только малая часть расходов.
Волонтеры и как помочь
Конечно же, важную роль в жизни приюта играют волонтёры. Их помощь делится на два направления: непосредственно, работа в приюте руками, и помощь вне приюта.
Почти каждые выходные в приют приезжают совершенно разные люди: опытные волонтеры, новички, семьи, молодые пары, студенты, дети, люди в возрасте, целые компании. Но работы хватает всем и всегда: это и выгул собак (процесс социализации собаки – это очень важно, он увеличивает шансы на обретение дома и хозяина), и обработка от паразитов, и проверка здоровья или условий жизни постояльцев приюта, и колка дров (кроссфит для самых выносливых), и утепление будок сеном, и фотосъёмка, и многое-многое другое. В основном новички сами организовываются вокруг более опытных волонтеров, которые рассказывают, что и как делать, информируют про правила приюта, раздают задания. Очень важно соблюдать правила, ведь от этого зависит жизнь животных. Например, брошенная с благими намерениями печенюшка может вызвать драку среди сожителей вольера и привести к смерти, а тайком кинутая куриная кость – к травмированию внутренних органов животного.
Также очень важна помощь вне приюта: у него нет пиар-отдела или штатного маркетолога. Важна кураторская помощь. Стать куратором означает взять животное под опеку, заниматься поиском нового хозяина, следить за его состоянием. Есть волонтеры, у которых на кураторстве целые вольеры или ряды. Также они ведут социальные страницы приюта, кто-то занимается пиаром животных на сайте OLX.
Мы решили пойти дальше – участвовать в ярмарках и различных мероприятиях. На «Кураж Базар» даже приезжаем с котами и уже смогли найти дом для 22 животных. Все началось с продажи хендмейд-вещичек, со временем стали делать сувенирную продукцию. С помощью социальных сетей собираем деньги на жизненно необходимые проекты: выгульную площадку, карантин, изолятор, склад. Сейчас на пути к созданию собственного фирменного стиля и серии классной дизайнерской сувенирной продукции. Также хотим обновить сайт. Нам помогают очень крутые люди: дизайнеры, иллюстраторы, фотографы, видеооператоры, художники, организаторы ивентов, владельцы магазинов, кафе, даже селебрити и многие другие. Я, шутя, называю это «сириусофикация Киева», хотя очень часто подключаются и другие города.
Помочь можно по-разному: материально, физически, профессионально. И каждый может делать это в силу своих возможностей. Приходите на Кураж Базар 23-24 апреля и знакомьтесь с нами и с нашими котами.
Быть волонтером – это здорово и приятно. Кроме внутренней гармонии я получила очень много полезных контактов, бесценный профессиональный опыт, окружила себя лучшими людьми. И у меня есть самая лучшая собака!
Хочешь лучшего друга? Поищи его в приюте!
Контакты:
Наша группа волонтерской помощи (все, что касается партнерства и взаимодействия)
Группа животных приюта (посты о животных)
Группа поездок в приют (тут можно договориться и поехать в приют)
Приют для животных “Сириус”, с. Федоровка, Киевская область
Фото: Евгения Драч
Перш ніж прочитати матеріал, розгляньте можливість підтримати нас. «Хмарочос» пише про розвиток міст 10 років та 120 днів. За цей час ми опублікували 24971 новин та статей. Весь контент – в безкоштовному доступі. На нас не впливає жоден олігарх чи великий бізнес, ми працюємо для наших читачів й читачок. Ваш внесок дозволить продовжити працювати нашій редакції. Долучіться до спільноти з сотень осіб, які вже підтримують «Хмарочос».
Підтримати | Хто ми такі?
Коментарі:
*Ці коментарі модеруються відповідно до наших правил ком’юніті