В этой статье из рубрики «Как пользоваться городом» искусствовед Зоя Звиняцковская рассказывает, что не так с дверями в общественных местах, и как с этим бороться.
А вот еще есть такая штука: дверь. Тоже, на первый взгляд, довольно простая в эксплуатации. Ты берешь дверь и устанавливаешь там, где вход. И люди входят в нее – и выходят. Ты ее иногда моешь. Смазываешь петли. Смотришь, в порядке ли замок. И все. Но, оказывается, не все так просто. Судя по тому, что происходит вокруг, понимание того, что такое двери и зачем они нужны, доступно далеко не всем владельцам дверей.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как пользоваться городом: скамейки вокруг фонтана в Мариинском парке.
Сейчас я расскажу, как пользоваться дверями и, по большому счету, этот мой текст – следствие того, что профессионалы в нашей стране оттеснены от принятия решений на всех уровнях. Происходит это и в глобальных, важных для страны областях, и, на первый взгляд в ерундовых вопросах, таких как расстановка лавочек или оформление дверей. И это приводит к абсурдным, никаким человеческим разумом и логикой не объяснимым результатам.
Итак, перед вами дверь, находящаяся в публичном пространстве: дверь в торговом центре, магазине, подъезде, подземном переходе. Если вы обращали внимание, такие двери, как правило, делаются стеклянными или с элементами остекления. Делается это для того, чтобы человек, подошедший в двери с целью ее открыть, мог видеть другого человека, кто в этот же самый момент подошел к этой же двери с другой стороны. Чтобы не толкнуть его дверью.
До этой простой мысли люди додумались довольно давно, лет 100-150 назад, когда повсюду стали строиться доходные дома и торговые пассажи. Вспомните входные двери старых подъездов, сохранившиеся с тех времен – во всех них есть стеклянные «окошки». И даже во входных дверях в советские «хрущевки» и панельки такие окошки были. Отчасти для того, чтобы днем освещать естественным светом, без всяких лампочек пространство подъезда за дверью – и отчасти для того, чтобы видеть, не подошел ли кто к двери с другой стороны в момент, когда вы ее толкаете.
Впрочем, сегодня увидеть такие «правильные» двери с «окошками» – большая удача, всех их в лихие 90-е заменили на сплошные глухие металлические – бороться с ворами было тогда важнее, чем освещать подъезд. Но количество людей, живущих в подъезде пусть даже многоэтажного дома, не сравнимо с толпой, которая ежеминутно входит и выходит в любой торговый центр, подземный переход в центре города или супермаркет.
Справедливости ради нужно сказать, что во всех вышеперечисленных объектах и ранее, и сейчас ставятся стеклянные двери, как правило, целиком из стекла. Но в этом нет ровно никакого толку, потому что они сплошь заклеены – как правило, с двух сторон. Владельцы или арендаторы этих площадей видят в дверях еще одно отличное место для размещения рекламных плакатов, они совершенно не понимают смысла и назначения прозрачной двери. И сплошняком клеят на дверь рекламную продукцию, превращая прозрачное стекло в «глухую» стену. Особенно ярко проявляется это непонимание, когда двери заклеивают даже не рекламой, а вообще бессмысленно, «для красоты». Так, владельцы магазина «Сильпо» на Печерске сделали ремонт, освежили стены – и заклеили входные двери в магазин оракалом с надписью «Сильпо», игриво разбросанной по серому полю. Ну правильно – пустая стеклянная дверь, непонятно зачем. Давайте ее забрендируем!
С двух сторон этого оракала ежеминутно бьются об дверь люди. Особенно тяжело приходится детям, у которых нет достаточной массы, чтобы противостоять хорошему пинку дверью. При этом с той стороны может быть милый, предупредительный и вежливый человек, а вовсе не городской хулиган. Просто он не видит, есть ли кто с той стороны двери. Совершенно не видит.
Постойте буквально пять минут у входа в «Глобус». Попробуйте войти в подземный переход на площади «Славы». Примеры можно множить бесконечно. Везде и вокруг, во всем городе граждане вынужденно пинают друг друга дверями – а старушки и мамы с детьми в ужасе подкрадываются к ним, пытаясь предугадать и упредить удар.
Разумеется, во всем этом нет никакого злого умысла – одно только невежество и непонимание. Но от этого пинок дверью не становится менее болезненным. Впрочем, если злого умысла нет, это значит, люди просто не знают, и им нужно всего лишь рассказать, зачем стеклянные двери. Нет проблем. Рассказали.
Перш ніж прочитати матеріал, розгляньте можливість підтримати нас. «Хмарочос» пише про розвиток міст 10 років та 122 днів. За цей час ми опублікували 24984 новин та статей. Весь контент – в безкоштовному доступі. На нас не впливає жоден олігарх чи великий бізнес, ми працюємо для наших читачів й читачок. Ваш внесок дозволить продовжити працювати нашій редакції. Долучіться до спільноти з сотень осіб, які вже підтримують «Хмарочос».
Підтримати | Хто ми такі?
Коментарі:
*Ці коментарі модеруються відповідно до наших правил ком’юніті