В старину Днепр и малые речки кормили, поили и обороняли Киев. За счет транзита по Днепру – а через главную реку киевляне строили наплавные (понтонные) мосты еще много веков назад – город зарабатывал: и торговля, и судоремонт, и другие промыслы. В устье реки Почайны киевляне устроили гавань, Лыбедь служила природным препятствием для неприятелей с юго-запада, на речке Сырец стояло больше десятка хуторов с мельницами, в многочисленных прудах разводили рыбу.
Закончилась «дружба» города с водой в ХІХ веке, с началом строительства мостов, а точнее – железной дороги. Еще раньше, в XVIII веке, при неудачной реконструкции гавани смыло нижнюю часть Почайны – первая утрата. Мы разобрались, как же ограждали киевлян от доступа к водоемам – и продумали, как можно вернуть воду городу.
Читайте також: Пішохідний Київ мрії: 5 вулиць в центрі, які варто перекрити для руху автівок
Отрезать магистральное шоссе от Днепра
Строить скоростные дороги в центре – классическая ошибка градостроителей вплоть до конца ХХ века. В Киеве первое Набережное шоссе появилось в 1850-х годах – как дорога с Подола к новому Цепному мосту (располагался в районе нынешнего моста Метро). Впрочем, и в середине ХХ века это была двухполосная дорога и параллельная ей выделенная трамвайная линия – практически прогулочный бульвар, с учетом озеленения.
Впоследствии дорогу продлевали и на север, и на юг – причем продолжали это делать и в ХХІ веке, когда в развитых городах прибрежные эстакады уже сносили! Больше всего строили развязок на Набережной при президенте Януковиче – эстакада у Гавани, Почтовая площадь, «подкова» у моста Метро, «турбина» у моста Патона, эстакада у проспекта Науки – так вдоль Днепра построили безостановочную магистраль, заодно уничтожили трамвайную линию…
Подобную магистраль планировали и на Левом берегу – но, к счастью для Города, не успели – теперь сложно пройти Русановские сады. 6-полосную магистраль от Осокорков до Никольской Слободки проложили – но без подземных переходов и бетонных парапетов у воды.
Реанимировать Набережное шоссе предлагали не раз – и при разработке проектов застройки середины 2000-х годов, и во время архитектурных конкурсов начала 2010-х. Идея проста – накрыть дорогу, превратив ее в тоннель, а наверху – и здания, и аллеи, и озеленение. Подобным способом реализовали пешеходное пространство на Почтовой площади, нечто схожее предлагается сделать по всему Набережному шоссе – соединив парк на склонах Днепра собственно с кромкой воды. С развязками сложно – потому это можно реализовать скорее в виде широких зеленых мостов.
Есть и более простые решения. Например, на участке от моста Метро до Почтовой площади загрузка дороги ниже, чем на остальных, – и здесь можно было бы сократить число полос с 6 до 4, а в «лишней» части тоннеля на Почтовой площади устроить паркинг. Это самое «узкое» место набережной – южнее же начинается многоярусная алея. А для начала можно просто закрывать этот участок летом на выходные.
Построить современный район вместо промзоны
Промышленные объекты на берегах водоемов – также пережитки эпохи индустриализации, их можно найти во многих городах. В Киеве традиционно это было на Подоле – например, на улице Андреевской близ Днепра сохранилась первая городская электростанция. К промышленности условно можно отнести и Гавань – там же и электростанция, и судоремонтный завод. Но самый вопиющий случай отгораживания Днепра промзоной – это конечно же Выдубичи.
Проезжая по Южному мосту, и сейчас можно видеть всевозможные строительные предприятия, там же – ТЭЦ, складские комплексы и просто заброшенные здания. Уже более 10 лет высказываются разные идеи – то ли устроить правительственный центр, то ли жилой район, то ли деловой центр. Не помогло даже устройство арт-завода и «Гоголь-феста» – и до сих пор Выдубичи остаются почти мертвой зоной, посреди которой затерялась недостроенная станция метро «Теличка» – ее не для кого открывать.
Решение – конечно же преобразование в насыщенный людьми район, условный Подол 2.0 или даже Подол 3.0 (ведь на Подол-2 больше тянет Рыбальский остров). Выдубичи вполне могли бы стать даже новым центральным районом – с современной архитектурой, публичными пространствами, эдаким символом Новой Украины. Ведь помимо всего прочего это место уникально своими легендами – но здесь нет памятников архитектуры, все можно создавать с нуля.
Обустроить и очистить пляжи и набережные
Много где почти вблизи жилых районов до сих пор просто кусты – дикий берег, к которому сложно подобраться. В советское время спальные районы даже вблизи Днепра строили на удалении от реки, оставляя довольно широкие пустые территории. В некоторых случаях из них получились хорошие зеленые набережные-парки, как на Русановке и Березняках, но если ширина была сверх меры – получались пустыри.
Такова история Оболони – только со строительством Оболонских липок была создана пешеходная набережная, до этого это была довольно пустынная местность. Нечто подобное есть и на Троещине, правда, здесь расстояние от жилых кварталов до неблагоустроенного берега еще больше. Появятся ли Троещинские липки – вопрос, парк здесь вроде как организовали формально – но на набережной должны быть люди, какие-то здания. Хороший шанс сделать набережную с упором на экологию – но доступную и удобную для огромного спального района.
А вот на Никольской Слободке город пока имеет шанс «повесить» благоустройство набережной на застройщиков. Здесь хотя полоска вдоль берега и неширокая, но издавна жители имели лишь небольшую благоустроенную Зону Здоровья шириной всего 90 метров. Сейчас сразу три строительные компании возводят на берегу высотки, и если по одному объекту, у моста Метро, есть много сложностей (здесь стройка остановлена, много противников объекта – и жители, и УГКЦ), и совсем не факт, что его вообще когда-то завершат, – то еще два имеют какие-то перспективы.
Практически готов каркас самого дальнего жилого комплекса, всего в 42 метрах от кромки воды, – но большая вероятность, что благоустраивать кусты придется за бюджетные средства. Законность же строительства у многих вызывает сомнения.
Обеспечить доступ на острова
Киев уникален своим зелено-голубым коридором днепровских островов через весь город – такого нет больше ни в одном мегаполисе. Но этот рекреационный комплекс слишком масштабен – и что на Гидропарке, что на Трухановом острове весьма примитивные заведения сосредоточены только вблизи существующих мостов. Чем дальше – тем больше острова напоминают какие-то захолустные дебри, где и самострои есть, и какие-то непонятные заведения, просто «темные» углы.
Казалось бы – курорт посреди мегаполиса, но, увы, пока только в далеких мечтах. Не раз высказывались идеи и пустить через острова монорельс, и построить еще несколько пешеходных мостов – связать, например, Гидропарк и Труханов остров, построить мост-променад чуть севернее моста Метро, соединить мостами Оболонский остров – сюда энтузиасты уже устроили «речное такси» на каяках.
Логичным решением была бы городская программа освоения островов – нет, не застройки, а использования во благо жителей. Небольшие эко-отели, летние базы отдыха, места для палаточных лагерей просто посреди огромного города – это же мечта! Но чтобы это все заработало, острова нужно связать велосипедно-пешеходными мостами. «Заодно» получается так и решить проблему велосвязи берегов Днепра – сомнительное это удовольствие ехать по тротуарам вместе с 6-8-полосными потоками машин.
Освободить из коллектора
Одна из самых известных киевских рек, которые спрятали под землю в коллектор, – Глубочица. В ее верховьях с конца ХІХ века расположилось несколько предприятий, которые брали воду с источников, а «назад» сливали стоки. В итоге жители попросили спрятать реку под землю – уж слишком воняло. Старинный коллектор и сейчас проходит под бульваром улиц Верхний и Нижний Вал и улицей Глубочицкой.
Конечно, можно было бы помечтать – и открыть Глубочицу. Ведь когда еще не было на ней крупной промышленности, это был бульвар вдоль канала (Канавы – как ее называли), с мостиками. Сейчас, правда, для этого придется существенно сузить проезжую часть – чтобы было где ходить, ведь аллея идет точно по реке. Ну а как компромиссный вариант – обыграть тему Глубочицы во всевозможных инсталляциях.
Но самая тяжелая ситуация – с рекой Дарница на Левом берегу длиной аж 21 километр. Ее не просто упрятали в коллектор – а и засекретили, так как в нее сбрасывали отходы химических предприятий, работавших на «оборонку». От заводов уже почти ничего не осталось, река самоочистилась – но в районе Старой Дарницы, где бы ее можно было бы «выпустить на волю», построили жилые комплексы. Коллектор реки даже проходит через фундаменты жилого комплекса у моста на Харьковском шоссе! Впрочем, вдоль улицы Фанерной есть и открытый участок Дарницы – но кто ж о нем знает, он упрятан в кустах. Хотя здесь еще можно устроить сквер на реке.
Упрятали под землю из-за промышленности и нижнее течение реки Сырец, ну а в целом по городу таких подземных рек и ручьев более десятка. Есть мелкие – ручьи Зоологический, Неводничи, есть побольше – Клов, Крещатик. Хотя они давно стали частью ливневой канализации и «достать» их очень проблематично, идеи такие нет-нет, но возникают. Например, во время архитектурного конкурса Территория Достоинства в 2015 году одна команда архитекторов предлагала вернуть на Крещатик реку.
Общественное пространство вместо бетонного жёлоба
Это в первую очередь история самой известной киевской малой реки – Лыбеди. Единственным способом провести через киевские холмы было пустить железную дорогу вдоль русла Лыбеди – так началось превращение летописной реки в бетонную канаву. Позже спрятали под землю верховья речки – хотя истоки ее, как ни странно, уцелели, это озера в Отрадном парке и на территории Мамаевой Слободы. Сохранился и небольшой участок природного русла под Лысой горой – но он может пострадать при запланированном расширении Выдубицкой развязки.
Что делать с Лыбедью? Во-первых, спасти то, что есть – в первую очередь очень аккуратно строить развязку на Выдубичах, чтобы заодно не погубить реку – а наоборот создать набережную (конечно не бетонную!) и обеспечить доступ людей. Выше по течению – уже есть интересные проекты создания публичных пространств, пусть и на бетонной канаве. Ну а настоящая долина Лыбеди, которая сохранилась, – это вагонные парки станции «Киев-Пассажирский». Впрочем, и здесь есть идеи и эскизы превратить территорию отстоя вагонов в жилой район – и вернуть речку.
Отчасти в этот блок можно отнести и речку Сырец – в парке Нивки она соединяет пруды, а в районе ст.м. «Сырец» идет уже в бетонном открытом желобе. У улицы Тираспольской устроена даже довольно протяженная пешеходная набережная вдоль канала, даже сурово-романтический железный мостик. Но кто ж о ней, такой удивительной набережной, знает…
Текст: Григорий Мельничук
Иллюстрации: Александра Степаненко
Перш ніж прочитати матеріал, розгляньте можливість підтримати нас. «Хмарочос» пише про розвиток міст 10 років та 119 днів. За цей час ми опублікували 24969 новин та статей. Весь контент – в безкоштовному доступі. На нас не впливає жоден олігарх чи великий бізнес, ми працюємо для наших читачів й читачок. Ваш внесок дозволить продовжити працювати нашій редакції. Долучіться до спільноти з сотень осіб, які вже підтримують «Хмарочос».
Підтримати | Хто ми такі?
Коментарі:
*Ці коментарі модеруються відповідно до наших правил ком’юніті