Читайте нас в Telegram, Twitter, Instagram, Viber та Google Новинах

В старину Днепр и малые речки кормили, поили и обороняли Киев. За счет транзита по Днепру – а через главную реку киевляне строили наплавные (понтонные) мосты еще много веков назад – город зарабатывал: и торговля, и судоремонт, и другие промыслы. В устье реки Почайны киевляне устроили гавань, Лыбедь служила природным препятствием для неприятелей с юго-запада, на речке Сырец стояло больше десятка хуторов с мельницами, в многочисленных прудах разводили рыбу.

Закончилась «дружба» города с водой в ХІХ веке, с началом строительства мостов, а точнее – железной дороги. Еще раньше, в XVIII веке, при неудачной реконструкции гавани смыло нижнюю часть Почайны – первая утрата. Мы разобрались, как же ограждали киевлян от доступа к водоемам – и продумали, как можно вернуть воду городу.

Читайте також: Пішохідний Київ мрії: 5 вулиць в центрі, які варто перекрити для руху автівок

Отрезать магистральное шоссе от Днепра

naberezhnaya

Строить скоростные дороги в центре – классическая ошибка градостроителей вплоть до конца ХХ века. В Киеве первое Набережное шоссе появилось в 1850-х годах – как дорога с Подола к новому Цепному мосту (располагался в районе нынешнего моста Метро). Впрочем, и в середине ХХ века это была двухполосная дорога и параллельная ей выделенная трамвайная линия – практически прогулочный бульвар, с учетом озеленения.

Впоследствии дорогу продлевали и на север, и на юг – причем продолжали это делать и в ХХІ веке, когда в развитых городах прибрежные эстакады уже сносили! Больше всего строили развязок на Набережной при президенте Януковиче – эстакада у Гавани, Почтовая площадь, «подкова» у моста Метро, «турбина» у моста Патона, эстакада у проспекта Науки – так вдоль Днепра построили безостановочную магистраль, заодно уничтожили трамвайную линию… 

Подобную магистраль планировали и на Левом берегу – но, к счастью для Города, не успели – теперь сложно пройти Русановские сады. 6-полосную магистраль от Осокорков до Никольской Слободки проложили – но без подземных переходов и бетонных парапетов у воды.

Реанимировать Набережное шоссе предлагали не раз – и при разработке проектов застройки середины 2000-х годов, и во время архитектурных конкурсов начала 2010-х. Идея проста – накрыть дорогу, превратив ее в тоннель, а наверху – и здания, и аллеи, и озеленение. Подобным способом реализовали пешеходное пространство на Почтовой площади, нечто схожее предлагается сделать по всему Набережному шоссе – соединив парк на склонах Днепра собственно с кромкой воды. С развязками сложно – потому это можно реализовать скорее в виде широких зеленых мостов.

Есть и более простые решения. Например, на участке от моста Метро до Почтовой площади загрузка дороги ниже, чем на остальных, – и здесь можно было бы сократить число полос с 6 до 4, а в «лишней» части тоннеля на Почтовой площади устроить паркинг. Это самое «узкое» место набережной – южнее же начинается многоярусная алея. А для начала можно просто закрывать этот участок летом на выходные.

Построить современный район вместо промзоны

vyidubichi

Промышленные объекты на берегах водоемов – также пережитки эпохи индустриализации, их можно найти во многих городах. В Киеве традиционно это было на Подоле – например, на улице Андреевской близ Днепра сохранилась первая городская электростанция. К промышленности условно можно отнести и Гавань – там же и электростанция, и судоремонтный завод. Но самый вопиющий случай отгораживания Днепра промзоной – это конечно же Выдубичи.

Проезжая по Южному мосту, и сейчас можно видеть всевозможные строительные предприятия, там же – ТЭЦ, складские комплексы и просто заброшенные здания. Уже более 10 лет высказываются разные идеи – то ли устроить правительственный центр, то ли жилой район, то ли деловой центр. Не помогло даже устройство арт-завода и «Гоголь-феста» – и до сих пор Выдубичи остаются почти мертвой зоной, посреди которой затерялась недостроенная станция метро «Теличка» – ее не для кого открывать.

Решение – конечно же преобразование в насыщенный людьми район, условный Подол 2.0 или даже Подол 3.0 (ведь на Подол-2 больше тянет Рыбальский остров). Выдубичи вполне могли бы стать даже новым центральным районом – с современной архитектурой, публичными пространствами, эдаким символом Новой Украины. Ведь помимо всего прочего это место уникально своими легендами – но здесь нет памятников архитектуры, все можно создавать с нуля.

Обустроить и очистить пляжи и набережные

slobodka

Много где почти вблизи жилых районов до сих пор просто кусты – дикий берег, к которому сложно подобраться. В советское время спальные районы даже вблизи Днепра строили на удалении от реки, оставляя довольно широкие пустые территории. В некоторых случаях из них получились хорошие зеленые набережные-парки, как на Русановке и Березняках, но если ширина была сверх меры – получались пустыри.

Такова история Оболони – только со строительством Оболонских липок была создана пешеходная набережная, до этого это была довольно пустынная местность. Нечто подобное есть и на Троещине, правда, здесь расстояние от жилых кварталов до неблагоустроенного берега еще больше. Появятся ли Троещинские липки – вопрос, парк здесь вроде как организовали формально – но на набережной должны быть люди, какие-то здания. Хороший шанс сделать набережную с упором на экологию – но доступную и удобную для огромного спального района.

А вот на Никольской Слободке город пока имеет шанс «повесить» благоустройство набережной на застройщиков. Здесь хотя полоска вдоль берега и неширокая, но издавна жители имели лишь небольшую благоустроенную Зону Здоровья шириной всего 90 метров. Сейчас сразу три строительные компании возводят на берегу высотки, и если по одному объекту, у моста Метро, есть много сложностей (здесь стройка остановлена, много противников объекта – и жители, и УГКЦ), и совсем не факт, что его вообще когда-то завершат, – то еще два имеют какие-то перспективы.

Практически готов каркас самого дальнего жилого комплекса, всего в 42 метрах от кромки воды, – но большая вероятность, что благоустраивать кусты придется за бюджетные средства. Законность же строительства у многих вызывает сомнения.

Обеспечить доступ на острова

dnepr

Киев уникален своим зелено-голубым коридором днепровских островов через весь город – такого нет больше ни в одном мегаполисе. Но этот рекреационный комплекс слишком масштабен – и что на Гидропарке, что на Трухановом острове весьма примитивные заведения сосредоточены только вблизи существующих мостов. Чем дальше – тем больше острова напоминают какие-то захолустные дебри, где и самострои есть, и какие-то непонятные заведения, просто «темные» углы.

Казалось бы – курорт посреди мегаполиса, но, увы, пока только в далеких мечтах. Не раз высказывались идеи и пустить через острова монорельс, и построить еще несколько пешеходных мостов – связать, например, Гидропарк и Труханов остров, построить мост-променад чуть севернее моста Метро, соединить мостами Оболонский остров – сюда энтузиасты уже устроили «речное такси» на каяках.

Логичным решением была бы городская программа освоения островов – нет, не застройки, а использования во благо жителей. Небольшие эко-отели, летние базы отдыха, места для палаточных лагерей просто посреди огромного города – это же мечта! Но чтобы это все заработало, острова нужно связать велосипедно-пешеходными мостами. «Заодно» получается так и решить проблему велосвязи берегов Днепра – сомнительное это удовольствие ехать по тротуарам вместе с 6-8-полосными потоками машин.

Освободить из коллектора

nizhnii-_val

Одна из самых известных киевских рек, которые спрятали под землю в коллектор, – Глубочица. В ее верховьях с конца ХІХ века расположилось несколько предприятий, которые брали воду с источников, а «назад» сливали стоки. В итоге жители попросили спрятать реку под землю – уж слишком воняло. Старинный коллектор и сейчас проходит под бульваром улиц Верхний и Нижний Вал и улицей Глубочицкой.

Конечно, можно было бы помечтать – и открыть Глубочицу. Ведь когда еще не было на ней крупной промышленности, это был бульвар вдоль канала (Канавы – как ее называли), с мостиками. Сейчас, правда, для этого придется существенно сузить проезжую часть – чтобы было где ходить, ведь аллея идет точно по реке. Ну а как компромиссный вариант – обыграть тему Глубочицы во всевозможных инсталляциях.

Но самая тяжелая ситуация – с рекой Дарница на Левом берегу длиной аж 21 километр. Ее не просто упрятали в коллектор – а и засекретили, так как в нее сбрасывали отходы химических предприятий, работавших на «оборонку». От заводов уже почти ничего не осталось, река самоочистилась – но в районе Старой Дарницы, где бы ее можно было бы «выпустить на волю», построили жилые комплексы. Коллектор реки даже проходит через фундаменты жилого комплекса у моста на Харьковском шоссе! Впрочем, вдоль улицы Фанерной есть и открытый участок Дарницы – но кто ж о нем знает, он упрятан в кустах. Хотя здесь еще можно устроить сквер на реке.

Упрятали под землю из-за промышленности и нижнее течение реки Сырец, ну а в целом по городу таких подземных рек и ручьев более десятка. Есть мелкие – ручьи Зоологический, Неводничи, есть побольше – Клов, Крещатик. Хотя они давно стали частью ливневой канализации и «достать» их очень проблематично, идеи такие нет-нет, но возникают. Например, во время архитектурного конкурса Территория Достоинства в 2015 году одна команда архитекторов предлагала вернуть на Крещатик реку.

Общественное пространство вместо бетонного жёлоба

lyibed

Зображення: Cullmann Workshop

Это в первую очередь история самой известной киевской малой реки – Лыбеди. Единственным способом провести через киевские холмы было пустить железную дорогу вдоль русла Лыбеди – так началось превращение летописной реки в бетонную канаву. Позже спрятали под землю верховья речки – хотя истоки ее, как ни странно, уцелели, это озера в Отрадном парке и на территории Мамаевой Слободы. Сохранился и небольшой участок природного русла под Лысой горой – но он может пострадать при запланированном расширении Выдубицкой развязки.

Что делать с Лыбедью? Во-первых, спасти то, что есть – в первую очередь очень аккуратно строить развязку на Выдубичах, чтобы заодно не погубить реку – а наоборот создать набережную (конечно не бетонную!) и обеспечить доступ людей. Выше по течению – уже есть интересные проекты создания публичных пространств, пусть и на бетонной канаве. Ну а настоящая долина Лыбеди, которая сохранилась, – это вагонные парки станции «Киев-Пассажирский». Впрочем, и здесь есть идеи и эскизы превратить территорию отстоя вагонов в жилой район – и вернуть речку.

Отчасти в этот блок можно отнести и речку Сырец – в парке Нивки она соединяет пруды, а в районе ст.м. «Сырец» идет уже в бетонном открытом желобе. У улицы Тираспольской устроена даже довольно протяженная пешеходная набережная вдоль канала, даже сурово-романтический железный мостик. Но кто ж о ней, такой удивительной набережной, знает…

Текст: Григорий Мельничук
Иллюстрации: Александра Степаненко

Перш ніж прочитати матеріал, розгляньте можливість підтримати нас. «Хмарочос» пише про розвиток міст 9 років та 246 днів. За цей час ми опублікували 23262 новин та статей. Весь контент – в безкоштовному доступі. На нас не впливає жоден олігарх чи великий бізнес, ми працюємо для наших читачів й читачок. Ваш внесок дозволить продовжити працювати нашій редакції. Долучіться до спільноти з сотень осіб, які вже підтримують «Хмарочос».
| Хто ми такі?

Коментарі:

Вам доступний лише перегляд коментарів. Зареєструйтесь або увійдіть, щоб мати можливість додавати свої думки.

*Ці коментарі модеруються відповідно до наших правил ком’юніті

Newsletter button
Donate button
Podcast button
Send article button