Проектирование школы – одно из самых сложных заданий для архитектора. Нужно учитывать массу факторов, которые позволят школьникам эффективно и комфортно учиться. О том, как решали эти задачи архитекторы эпохи конструктивизма и сталинского «классицизма», рассказывает исследователь Семен Широчин.
Многие киевляне учились в школах, построенных в сталинское время. Эти 3-4 этажные здания похожи друг на друга планировкой, расположением кабинетов и другими деталями уже стали привычной частью города. Многие из них были построены в очень короткий период времени: с 1935 по 1939 год. И за ними стоит серьёзная работа архитекторов того времени.
Борьба за грамотность
Система всеобщего бесплатного образования, введённая с первых лет советской власти, усадила всех детей за парты. До этого школу себе могли позволить не все – среди жителей Киева только 70% были грамотными. В целом, по меркам Российской империи, статистика была неплохой – в некоторых губерниях уровень грамотности был 7%. Для аграрного общества грамотность не столь критична, многие века без неё обходились. Но для индустриальной эпохи нужна квалифицированная рабочая сила.
В Киеве массово открывались школы, но были проблемы с их размещением. К началу 1930-х годов в Киеве было 126 школ, но только 38 школьных зданий. Остальные школы располагались там, где довелось – в случайных, неподготовленных для этого помещениях. В наше время редкостью является вторая смена обучения, но тогда учёба проводилась не только в две, но и в три смены – ликвидацию трёхсменного обучения в середине 1930-х будут считать большим достижением. Очевидной была необходимость строительства большого количества школ.
Новый тип школьного здания
Новые гуманные соображения выдвигали множество требований к архитектуре. Особенно к школьным зданиям. Продумывались мельчайшие факторы, которые могли бы повлиять на учебный процесс. Всё это привело к схожести разных проектов – функциональные требования определили необходимые решения.
Начнём с местоположения школы. Для её строительства участок земли должен был быть сухим, открытым, удалённым от шума и промышленных предприятий. Также требовалось наличие небольшого уклона для стока поверхностных вод – чтобы школьники не были вынуждены перепрыгивать лужи, скопившиеся вокруг школы.
Читайте також: «Спільношкола»: як батьки, діти й педагоги створюють новий формат шкільної освіти
Помимо самого здания школы, на участке необходимо было разместить ещё и различные подсобные помещения, а также спортивную площадку. Размер спортивной площадки был зафиксирован в 1935 году: 160х90 метров. С 1948 в школах требовалось наличие физкультурного зала для проведения занятий вне зависимости от погоды и времени года.
Школы не зря находятся в глубине квартала либо с отступом от красной линии. Размещение объектов на участке также регулировалось. Для защиты от уличного шума школьное здание требовалось размещать в глубине участка, на расстоянии 15-20 метров от красной линии застройки. Расстояние между улицей и школой обычно засаживалось деревьями для дополнительной шумоизоляции.
Для школьников, которым постоянно необходимо читать и писать, чрезвычайно важны нормы инсоляции. Школьные здания нужно было ориентировать так, чтобы окна классов выходили на светлую сторону. Но чрезмерная инсоляция тоже вредна для зрения – её предлагали гасить посадкой деревьев перед окнами. Свет из окон должен был падать слева, чтобы ученики не заслоняли своей рукой тетрадь. Инсоляция была рассчитана на правшей, поэтому левшей переучивали.
Не менее важным вопросом был вопрос вентиляции. Каждую перемену предполагалось проветривание классов. Это стало одним из факторов появления длинных светлых коридоров – напротив двери класса должно быть окно, дающее возможность сквозного проветривания.
Но и размер класса тоже регулировался рядом функциональных факторов. Воздуха в классном помещении должно быть столько, чтобы за один академический час 40 ученикам не стало душно. Было подсчитано, что для этого достаточно высоты потолка в 3,2 метра. Но тогда может стоит увеличить эту высоту, чтобы воздуха стало больше? Оказалось, что не стоит. Дальнейшее увеличение высоты потолка отрицательно сказывается на воздухообмене – при потолке в 3,5 метра помещение не успевало проветриться за время перемены. Размер же классного помещения рекомендовалось ограничить 8,5 метрами – при большем расстоянии с последней парты плохо слышно учителя и не видно написанного на доске.
Всё это влияло на форму зданий. Наиболее практичными были признаны прямоугольные, П-образные и Г-образные планировки.
Читайте также: Глухие стены: недостроенные дома межвоенного Киева
Не забыли архитекторы и про вопрос пассажиропотока. В школах требовалось не менее двух лестниц. Желательно было иметь три, а иногда и четыре лестницы. Пропускная способность лестниц для школ рассчитывалась по нормативом театральных зданий, и должна была обеспечить быструю эвакуацию в случае пожара.
Эти же нормативы позволяли рассчитать и загруженность этажей. На этаже рекомендовалось иметь не более 7 классов. Пассажиропоток чрезвычайно важен в ещё одном узком месте – в гардеробе. Пропускная способность гардеробов должна позволять проведение перемен на улице. Если в гардеробе очередь и нужно стоять в ней 5 минут, то школьники не будут выходить гулять на улицу. Если же очереди нет – то это становится возможным.
Большая часть этих функциональных требований были сформулированы в 1920-х годах в эпоху конструктивизма. Позже, при переходе в классицизм, часть из них утратят своё значение. Но не для школьных зданий – здесь функциональная сторона и дальше будет оставаться важнейшей. К требованиям школьных зданий в середине 1930-х будет добавлена лишь визуальная функция – здание должно быть красивым, чтобы развивать в детях эстетический вкус.
Индивидуальное школьное строительство
Одним из важнейших для Киева в начале 1930-х был конкурс школьного здания нынешней 71 школы (Полевой переулок, 10). О серьёзности конкурса говорят широко известные фамилии работавших над проектами архитекторов – Щусев , Алёшин, Рыков, Каракис.
Здание школы стало первым в Киеве воплощением нового типа школьного здания – светлого, просторного, функционально удобного. В школе была столовая, актовый зал на 500 человек и кинозал на 200. Конкурс проходил ещё до массового строительства по типовым проектам и многие решения в нём были новаторскими и позже были использованы в типовых проектах.
Однако, несмотря на вскоре выдвинутые требования строить школы по типовым проектам, были и исключения. Происходило это для особых случаев: когда школу нужно было вписать в ансамбль сооружений, либо же ввиду её особой роли.
Одной из таких школ стала лесная школа в Пуще-Водице, построенная в 1935 году по проекту архитектора Холостенко. Ныне здесь находится военный санаторий (ул. Квитки Цисык, 60)
Особенными также являлись здания художественной и музыкальной школ, построенные по проектам И. Каракиса. Здание музыкальной школы было построено в 1936 году и находилось на ныне несуществующем Музыкальном переулке, который начинался от Прорезной и уходил в сторону майдана. во время войны здание было повреждено и не восстанавливалось. Часть уцелевших стен была использована при строительстве новых зданий.
Здание художественной школы построено в 1937 году (Владимирская, 2). Сейчас здесь находится исторический музей. Архитектура здания нетипично монументальная для школы. При этом оно должно было быть ещё монументальнее – в первоначальном варианте предполагалось наличие статуй на крыше. Как это неоднократно случалось в Киеве 1930-х, школьное здание было введено в эксплуатацию неоштукатуренным, о чём свидетельствует ряд довоенных фотографий.
Типовое школьное строительство
Все вышеперечисленные требования делают проектирование школ трудоёмким и длительным процессом. Поэтому логично использовать результат этой работы повторно. Особенно, с учётом необходимости массового строительства школ. Поэтому именно школы стали тем типом сооружений, где впервые в советской архитектуре массово применялись типовые проекты. И началось это ещё в 1932 году, когда постановлением СНК СССР строительство школ по индивидуальным проектам ограничивалось особыми случаями и регулировалось на уровне СНК союзных республик.
В Киеве массовое строительство школ по типовым проектом началось в 1935 году. В этом же году был разработан генплан, принятый в начале 1936 года, согласно которому в Киеве планировалось строительство 134 школ к 1946 году, когда прогнозируемое количество населения достигнет 1 млн 200 тыс человек. Планы эти, как и рост населения, были нарушены войной. Однако, в довоенное время было построено около 70 школ – половина намеченного количества за половину намеченного срока. Школы строились по всему городу: как в старой застройке, так и в частном секторе – по новым требованиям расстояние до ближайшей школы из любой точки города не должно было превышать 30 минут пешком.
Типовой проект не означает, что все здания этого проекты идентичны. Внешний вид зданий может отличаться: цветом, декорациями, наличием или отсутствием статуй, оформлением входных групп. Постоянными же для всех зданий проекта остаются их габариты и планировка.
Часто возникают трудности при определении авторов проектов. Во-первых, автор типового проекта один, а проект используется многими архитекторами во множестве городов. Поэтому иногда нет возможности узнать, кто из авторов зданий проекта является его автором. Во-вторых, часто среди авторов проекта упоминается не фамилия авторов, а название мастерской.
Одним из первых проектов, начиная с 1935 года, является четырёхэтажный проект, по которому в Киеве строил Эммануил Коднер, а в Одессе – Абрам Миллер. Авторство проекта чаще приписывают Коднеру, но оно в равной степени может принадлежать Миллеру – в Киеве и Одессе школы этого проекта строить начали одновременно, в 1935 году. В проекте прослеживаются элементы классической архитектуры – пилястры, колонны, балюстрады.
К этому проекту в Киеве относятся школы № 109 (Панаса Мирного, 24), 142 (Политехнический проулок,2), а также бывшее здание школы на Сичевых стрельцов, 52 корпус 3, ныне полуразрушенное. Все три школы построены в 1935 году.
В 1936 архитектором Коднером был разработан 3-4 этажный проект 103, по которому активно строились школы в 1936-1937 годах. Проект был очень успешен и применялся во многих других городах. В Киеве по этому проекту построены школы № 127 (Ялтинская, 13, 1936) № 133 (Бастионная, 7, 1936), № 8 (Вышгородская, 6, 1937), № 104 (Лесная, 28), современное здание интерната (Олеговская, 42, 1936), № 51 (Орлика, 13, 1936), № 74 (Смоленская, 4).
В послевоенное время население в городе достигло довоенного показателя только в конце 1950-х, а прогнозируемого довоенным генпланом к 1946 году количества в один миллион двести тысяч – к 1964 году. Часть школьных зданий в это время были переданы в распоряжение других учреждений. Несмотря на это, в конце 1940-х несколько школ было сооружено в центре Киева. Были построены школа № 48 (Прорезная, 14, 1950), школа № 92 (Тарасовская, 11) и школа № 117 (Лютеранская, 10, 1955). Несмотря на различное оформление фасада, обе школы построены по довоенному проекту 1938 года № 34 архитектора Шиманского.
Ещё четыре школы были построены в 1950-х на периферии по проекту РСФСР № 272 архитекторов Асса и Гринцберга. Это – школа № 37 (Антоновича, 130), школа № 40 (Львовская 6/3), школа № 114 (Кирилловская, 87-89), школа № 43 (Преображенская, 17, 1954).
Дальнейшее активное строительство школ происходило уже после начала борьбы с архитектурными излишествами. Новые проекты уже не были архитектурно выразительными и разнообразными.
Перш ніж прочитати матеріал, розгляньте можливість підтримати нас. «Хмарочос» пише про розвиток міст 10 років та 120 днів. За цей час ми опублікували 24981 новин та статей. Весь контент – в безкоштовному доступі. На нас не впливає жоден олігарх чи великий бізнес, ми працюємо для наших читачів й читачок. Ваш внесок дозволить продовжити працювати нашій редакції. Долучіться до спільноти з сотень осіб, які вже підтримують «Хмарочос».
Підтримати | Хто ми такі?
Коментарі:
*Ці коментарі модеруються відповідно до наших правил ком’юніті