Исследователь архитектуры Семен Широчин на примере киевских домов рассказывает про короткий, но очень важный период в советской архитектурной истории – постконструктивизм.
Постановление на съезде партии большевиков «О перестройке литературно-художественных организаций» 1932 года дало старт изменениям, в результате которых в СССР был сформирован новый стиль – сталинский классицизм.
Новые требования подразумевали необходимость обратиться к мировому классическому наследию и переосмыслить его для использования в советской архитектуре. Требования диктовались «эстетическими потребностями советского человека», но в условиях, когда будущий житель дома не был заказчиком или покупателем, эстетические потребности определялись за него.
Однако, моментально изменить стиль одним лишь постановлением невозможно. Нужно показать и научить архитекторов следовать стилю, образцы которого ещё не сформированы. В начале 1930-х в СССР было два архитектурных поколения: старшее, имеющее опыт работы со многими стилями, в том числе с конструктивизмом, и молодое, имеющее опыт работы только с конструктивизмом. Если старшее поколение могло без особых проблем изменить свой стиль, то молодому предстояло освоить классическое архитектурное наследие. Смена стиля не могла быть моментальной ещё по одной причине, изначально неясна была глубина стилистических перемен. Нужно просто добавить колонны и симметричные фасады к конструктивистским зданиям, или начать копировать форму античных храмов и палладианских палаццо? В условиях тоталитарной архитектуры действовать приходилось осторожно. Можно было попасть под огонь разрушительной критики. Ведь ещё несколько лет назад сторонников классической архитектуры обвиняли в «архаизме» и «украшательстве», в некоторых случаях даже происходили аресты. Но и «перестараться» в погоне за декоративными элементами было нежелательно.
Поэтому стилистический переход происходил постепенно. Пока молодые архитекторы осваивали классические элементы, старшие – постепенно возвращались к классической архитектуре. Некоторые архитекторы сразу вернулись к классицизму, другие же эволюционировали постепенно. Стиль этого переходного периода получил название постконструктивизм. Термин введён Селимом Хан-Магомедовым, одним из наиболее серъёзных исследователей архитектуры авангарда. Хан-Магомедов определяет границы постконструктивизма 1932-1936 годами.
Почему важно отделять постконструктивизм от конструктивизма и выделять его, как отдельный стиль? Несмотря на внешнюю схожесть и множество конструктивистских элементов, присутствующих в постконструктивизме, эти два стиля имеют принципиальные различия. Если для конструктивизма характерна эстетика функции, в постконструктивизме появляются декоративные элементы, недопустимые самой философией конструктивизма. Наличие хотя бы одного декоративного элемента перечёркивает эстетику функции, что сразу же позволяет отнести здание к стилю постконструктивизма.
Постконструктивистские сооружения можно условно разделить на два типа. К первому относятся конструктивистские проекты, «одетые в футляр» декоративных элементов. Чаще всего это применялось к домам, которые уже были спроектированы или начали строиться. Поэтому планировка зданий, размеры окон и общая горизонтальность максимально близки к конструктивизму.
Ко второму типу относятся творческие эксперименты. В ряде случаев успешные и выразительные здания создавались с использованием, казалось бы, взаимоисключающих элементов.
Особенности Киева
Поскольку Киев до 1934 года не имел столичного статуса, стилистические изменения сюда приходили с задержкой. Несмотря на призывы в прессе к торжественной и радостной архитектуре, которые появляются уже в 1933 году, до решения о переносе столицы УССР в Киеве продолжали строить конструктивистские здания. Это видно по домам, введённым в эксплуатацию в 1933-1934 годах. В проектах архитектора Алёшина декоративные элементы начинают прослеживаться, начиная с 1933 года. При реализации большей части этих проектов декоративные элементы были отброшены.
Для Киева постконструктивизм характерен для домов 1934-1937 годов постройки, спроектированных в 1934-1935 годах. Ряд домов, спроектированных в 1933 году, в процессе сооружения были переработаны с добавлением декоративных элементов.
В Киеве постконструктивизм практически полностью представлен жилыми домами. Многие изначально были спроектированы в стиле конструктивизм, но их архитектура перерабатывалась в сжатые сроки, либо уже в ходе строительства. Поэтому многие из них «одеты в футляр» декораций, хотя планировка и пространственное решение этих домов ближе к конструктивизму.
Перенос столицы привёл к необходимости сооружения ряда правительственных зданий. Был оглашён конкурс Правительственного центра УССР, который растянулся на три тура. Конкурс имел столь высокое имиджевое значение, что использование элементов конструктивизма здесь исключалось. Нужен был монументальный классицизм. Конструктивистские и постконструктивистские проекты, поданные на первый тур, были раскритикованы и в каждом следующем туре их ставало всё меньше. Окончательное решение было утверждено в пользу стиля классицизм.
Среди прочих административных зданий был разработан ряд постконструктивистских проектов (здания на улице Лютеранской, 28 и Богдана Хмельницкого, 38). Однако, они сооружены с отличиями от разработанных проектов и максимально приближены к классицизму.
Постконструктивизм присутствует в ряде проектов общественных учреждений (института ботаники, института физики, еврейского театра), однако эти здания либо останутся нереализованными, либо проекты будут переработаны в стиле классицизма.
Мастера стиля
К сожалению, до нас дошли имена не всех архитекторов, творивших в Киеве в стиле постконструктивизма. Однако, авторы наиболее представительных зданий известны – их имена упоминались в прессе и литературе, присутствуют на чертежах и эскизах.
Иосиф Каракис работал с разными стилями, от конструктивизма и до ампира с элементами украинского барокко, однако именно ему принадлежит авторство нескольких выдающихся постконструктивистских зданий в Киеве. Каракис не обшивал изначально конструктивистские здания «футляром» декораций, а создавал новые формы и образы, в которых создавались оригинальные проекты. К ним относится ряд домов Киевского военного округа, сооружённых на Липках и в Верхнем городе.
Архитектор Николай Холостенко относился к молодому поколению архитекторов, постепенно осваивавших классическую архитектуру. В своей работе он добавлял декоративные элементы к уже спроектированным конструктивистским зданиям. Если в Доме специалистов на проспекте Победы был сооружён фриз, то в другом проекте Холостенко – доме госучреждений на углу Крещатика и Хмельницкого, проект «обшивания» уже строящегося здания не помог. Практически достроенный дом был разобран, а на его месте сооружили здание ЦУМа.
Архитектор Василий Онащенко, изначально работавший со стилем конструктивизм, также постепенно осваивает классическое наследие. При строительстве жилого дома кооператива «Ленинка» на улице Институтской, к ряду конструктивистских корпусов, построенных в 1930-1932 годах, пристраивается фрагмент, выходящий фасадом на улицу Институтскую.
Также Василий Онащенко разрабатывает проект Наркомата совхозов на Хмельницкого, 38, который в сильно изменённом виде реализуют в 1934 году. Это будет первое административное здание, построенное в столичном Киеве.
Ещё одним проектом, построенным в стиле постконструктивизма в соавторстве с архитекторами Богуславским и Корбиным, стал жилой дом Наркомвнуторга на Ярославовом Валу, 19.
Архитектор Павел Савич, известный по совместному с Каракисом участию в строительстве конструктивистского здания ресторана «Динамо», также оставляет за собой ряд постконструктивистских построек. Наиболее известным из его сооружений является Дом Облмилиции на углу Крутого спуска и Круглоуниверситетской. Менее известным творением является дом Главного управления милиции на углу улиц Гончара и Рейтарской. Архитектор Савич был репрессирован, поэтому об авторе много информации нет.
Архитектор Прицкер известен по довоенной застройке ДВРЗ, осуществлённой в середине 1930-х. На улице Алма-Атинской по его проектам было сооружено четыре четырехэтажных жилых дома в стиле постконструктивизма. Повреждённые во время войны, три из них были отремонтированы с изменением стиля – в моде был сталинский ампир. Четвёртый дом (Алма-Атинская, 115) сохранил свой первоначальный вид, однако сейчас стоит заброшенным и разваливается. Дальнейшая судьба архитектора неизвестна, его имя не встречается в других источниках.
Творческая деятельность архитектора Георгия Любченко состоит из двух известных реализованных проектов – жилого дома НКВД на улице Богомольца и дома инженерно-технических работников на улице Дарвина. Другой проект архитектора – жилой комплекс трикотажной фабрики, занимающий целый квартал и состоящий из жилого дома, общежития и яслей, не был реализован.
Георгий Любченко имеет заслуги не только, как строитель, но и как исследователь. Его научная деятельность связана с проблемами инсоляции в сооружениях, что в те времена было важным аспектом проектирования.
Киевское наследие
В Киеве существует около 80 зданий в стиле постконструктивизм. Среди них, как малоизвестные и невыразительные сооружения на периферии, так и узнаваемые здания в центре города.
Дом Специалистов (проспект Победы, 30)
архитектор Холостенко, 1933-1934 годы
Дом Специалистов изначально был спроектирован в стиле конструктивизм, но в 1934 году проект минимально переделали. Над центральной частью фасада добавили фриз на тему процесса труда в различных отраслях промышленности. Этот дом может быть образцом, как конструктивистский проект становится постконструктивистским благодаря наличию единственного декоративного элемента.
Дом инженерно-технических работников (улица Дарвина, 5)
Георгий Любченко, 1934-1935 годы
Один из лучших примеров постконструктивизма в Киеве – дом ИТР на улице Дарвина. Спроектированный в 1934 году в стиле конструктивизм, позже был одет в «футляр». Изменилась форма окон, ленточные окна на закруглённом углу были разделены на отдельные двустворчатые, вокруг которых появились массивные рамки. Сверху над зданием появилась сугубо декоративная надстройка. Сплошное остекление лестниц было также разделено на отдельные рамы.
Дом Транссигнала (улица Петлюры, 3)
архитектор Таций, 1934 год
В жилом доме завода Транссигнал архитектор Таций экспериментирует с фасадом – конструктивистская горизонтальность и сочетание объёмов здесь соседствуют с пилястрами, порталами и балюстрадой. Первый этаж оформлен как цоколь, что даёт зданию ощущение массы. Первоначальный проект также предполагал наличие скульптуры над цокольным этажом на углу здания.
Дом Облмилиции (улица Круглоуниверситетская, 2)
архитектор Савич, 1934 год
Построенный в 1934 году, дом являет собой интересный пример постконструктивизма, будто состоит из нескольких частей. Угловая часть подчёркнута парадной лестницей и надстройкой, окна вытянуты вверх. Также угловая часть не скруглена, как это часто используется в конструктивизме. Фрагменты здания вдоль улиц Круглоуниверситетской и Крутого спуска более характерны для конструктивизма – имеют широкие окна, объёдинённые с балконной дверью единой рамой.
Дом КВО (улица Мазепы, 3-5)
архитектор Каракис, 1934-1940 годы
Одним из наиболее известных домов Киева межвоенного периода становится дом Киевского военного округа, доминирующий над Арсенальной площадью. Грамотная проработка объёмов в сочетании с иерархичностью секций создают высотный силуэт, характерный для сталинских высоток. При этом дом, будучи одним из наивысших, построенных в 1930-х, и со стороны Арсенальной площади воспринимающийся, как высотное здание, не портит панораму правого берега со стороны Днепра. Другой интересной особенностью является то, что для монументальности здания практически не использованы классические декоративные элементы, мощь силуэта достигается соотношением объёмов секций.
Дом НКВД ( улица Богомольца, 7\14)
архитектори Любченко, Зинченко, 1934-1935 годы
Архитекторы Любченко и Зинченко соорудили самый длинный дом межвоенного периода, протяженностью 450 метров с 21 подъездом. Дом имеет как конструктивистское скругление угла, так и арку в курдонере с высеченными над ней узорами и годами постройки дома.
Дом командиров авиачастей (улица Авиаконструктора Антонова, 2 к.8)
архитекторы Жуков, Шулькевич, Морозов, 1934 год
Уступая дому НКВД, дом командиров авиачастей имеет протяженность 310 метров. В оформлении фасада сочетаются пилястры, квадратные полуколонны и круглые конструктивистские окна. Угол дома подчёркнут допольнительным этажом, а первый этаж оформлен, как цоколь и утяжелён тёмно-серым цветом краски. Сплошное стекление лестниц также разделено на фрагменты, подчёркнутые массивными рамами.
Дом Укрмясотреста (улица Костёльная, 10)
архитектор Михаил Гречина, 1937 год
Один из наиболее поздних домов в стиле постконструктивизм был построен архитектором Михаилом Гречиной для «Укрмясотреста». Здесь от конструктивизма осталось немного элементов, но общий вид дома ещё можно отнести к постконструктивизму: сплошное стекление лестниц сочетается с полуколоннами и статуями (утраченными в 1990-х). На последнем этаже низкие окна почти конструктивистской конфигурации. Первый этаж оформлен, как цоколь, но только в центральной части фасада. В прессе 1937 года звучала критика дома из-за неудачных планировочных решений.
Дом КВО (Георгиевский переулок, 2)
архитекторы Каракис, Сазанский, 1934-1936 годы
Ещё одним интересным представителем постконструктивизма является дом сотрудников военного округа в Георгиевском переулке. Изначальный проект здания предполагал асимметричное решение и статуи на крыше. Однако, как и многие проекты того времени, в итоге был сооружён без скульптур. Во время войны здание было повреждено. Современный вид оно приобрело уже во время послевоенной реконструкции. Тогда была добавлена ныне демонтированная угловая башня.
Итоги
Постконструктивизм уникален не только сочетанием элементов противоположных по своей философии стилей, но и обилием экспериментальных решений. Именно в середине 1930-х наблюдается максимальное разнообразие творческих приёмов, постепенный отбор которых приведёт к созданию стабилизированного классического стиля в конце 1930-х. Поэтому, несмотря на переходной характер стиля, его вклад в архитектурное наследие представляет ценность.
Перш ніж прочитати матеріал, розгляньте можливість підтримати нас. «Хмарочос» пише про розвиток міст 10 років та 120 днів. За цей час ми опублікували 24969 новин та статей. Весь контент – в безкоштовному доступі. На нас не впливає жоден олігарх чи великий бізнес, ми працюємо для наших читачів й читачок. Ваш внесок дозволить продовжити працювати нашій редакції. Долучіться до спільноти з сотень осіб, які вже підтримують «Хмарочос».
Підтримати | Хто ми такі?
Коментарі:
*Ці коментарі модеруються відповідно до наших правил ком’юніті