Читайте нас в Telegram, Twitter, Instagram, Viber та Google Новинах

Пятилетние планы развития в СССР были задуманы для превращения аграрной страны в индустриальную. Помимо военной промышленности, которой уделялось огромное внимание, развивались и другие отрасли. «Хмарочос» публикует статью исследователя архитектуры Семена Широчина, который рассказывает об истории индустриальной архитектуре в Киеве первой половины ХХ века.

Индустриализация способствовала расширению и созданию промышленных производств, но имела и важные градостроительные последствия. В отличии от царского периода, где промышленность сооружалась на приобретаемом участке, в советское время как земля, так и промышленность были в государственной собственности. Это позволяло централизованно планировать застройку. Зонирование было продиктовано санитарными соображениями – защитой жилых районов от шума и атмосферных выбросов промышленных предприятий.

Новые крупные предприятия нуждались в тысячах рабочих рук, что притягивало в город население из сельской местности, где, как известно, жить в то время было особенно тяжело. Прирост населения требовал строительства жилья и прочей инфраструктуры. Характерным для 1930-х – 1950-х годов является строительство рабочих посёлков в виде единого комплекса в непосредственной близости к предприятиям.

Посёлок ДВРЗ, построенный в 1930-х и расширенный в конце 1940-х – начале 1950-х, является одним из лучших примеров взаимодействия индустриализации и градостроения.

Жилой массив построен в непосредственной близости к заводу, но отделён зелёной зоной. Помимо жилья, здесь сооружена инфраструктура: школа, детский сад, дворец культуры (в котором разместилась библиотека и кружки), а также стадион. С остальным Киевом ДВРЗ соединял трамвай.

Не везде промышленные предприятия имели возможность соорудить полноценную инфраструктуру для рабочего посёлка. Но большинство из них все же имели собственные дворцы культуры и жилые дома для рабочих.

В отличии от индустриальной архитектуры царского периода, где широко применялись декоративные элементы модерна и историзма, для архитектуры промышленных сооружений конца 1920-х – начала 1930-х годов характерен стиль конструктивизм. В его основе – функциональность, которая особенно востребована в промышленности.

КРЭС

Конструктивизм заходит в Киев через промышленность. Первым из киевских сооружений в этом стиле становится КРЭС (киевская районная электростанция, в 1930-е носящая имя Сталина), расположенная в портовой промзоне. Построена в 1926-1930 годах по проекту архитекторов А. К. Бурова, М. П. Парусникова, Г. П. Гольца. На его веку произошло крупнейшее киевское наводнение 1931 года. Тогда уровень воды в Днепре поднялся почти на девять метров. Электростанция находилась практически на берегу гавани, и во избежание отключения работы, окна нижних этажей забетонировали (бетонирование проводилось с лодок), а изнутри постоянно откачивалась затекающая вода. В послевоенное время электростанция была расширена.

IV Обувная фабрика

IV обувная фабрика расположена в промзоне на Куренёвке. Изначально названная в честь 10-летия Комсомола, она была сдана в 1929 году. Рядом с ней, возле Куренёвского парка, было сооружено несколько кооперативных домов для сотрудников. Сейчас это здание перестроено и используется как офисный центр «Форум парк плаза».

Швейная и трикотажная фабрики

Неподалёку от железнодорожной платформы «Протасов Яр», прилегая к склону холма, в корпусах бывших швейной и трикотажной фабрик расположен бизнес центр «Протасов бизнес парк». Изначально здесь располагались зернохранилище и мельница военного ведомства, сожжённые при отступлении польских войск в 1920 году. Оригинальные сооружения с элементами готики некоторое время стояли полуразрушенными. В процессе реконструкции уцелевшие здания были почти полностью разобраны, а на их остатках по проекту инженера Куклина соорудили конструктивистские корпуса трикотажной и швейной фабрик.

В послевоенное время комплекс фабрики будет дополнен административным корпусом, расположенным вплотную к линии улицы Гринченко. Согласно архитектурной стилистике 1950-х годов, этот корпус будет украшен колоннадой.

Хлебзавод № 1 (разрушен)


На улице Анри Барбюса до сих пор сохранились руины хлебзавода №1, построенного в 1932 году. Особенно выделяется административный корпус, выходящий на улицу Барбюса. Внутри находится скругленный лестничный пролёт со сплошным вертикальным остеклением.

Хлебавод № 4 (разрушен)

Хлебзавод № 4, находился на улице Дегтярёвской и был разрушен в 2012 году. Будучи представителем архитектуры постконструктивизма, он сочетал конструктивистскую планировку и объемно-пространственное решение с декоративными элементами.

ТЭЦ-3

Одним из наиболее узнаваемых индустриальных сооружений является ТЭЦ-3, она была построена в 1931-1940 роках на улице Жилянской. Первоначальный проект станции был утверждён в 1931 году в стиле конструктивизм. Вторая очередь была утверждена в 1934 году уже в стиле постконструктивизм. Фасад, выходящий на улицу Жилянскую, был переработан с добавлением розеток на аттике и наличников на окнах.

ТЭЦ-3 стала первой киевской электростанцией, производящей не только электричество, но и тепло. С середины 1930-х годов запускается процесс теплофикации. От ТЭЦ по всему городу тянутся теплотрассы, отбрасывающие в прошлое печное отопление. Помимо тепла, ТЭЦ обеспечивала подачу горячей воды. В 1990-х электрооборудование было демонтировано, и теперь теплостанция функционирует исключительно для производства тепла.

ТЭЦ-4

Проект Дарницкой ТЭЦ был задуман ещё в 1936 году в связи с бурным развитием промышленности в недавно созданном левобережном районе Киева. Близость железной дороги была благоприятным фактором для обустройства здесь промышленного района, который требовал отдельного источника электроэнергии.

ТЭЦ-4 была построена в 1954 году. Проект оказался настолько удачным, что был повторён ещё 16 раз, как в СССР, так и в других странах. На территории ТЭЦ стоит первая в СССР градирня из сборного железобетона.

Главный корпус ТЭЦ имеет незначительные архитектурные декорации – наличники вокруг оконных проёмов, слабовыраженные карнизы и керамическую композицию на фасаде. Проходная здесь оформлена в виде двух одноэтажных строений с фронтонами, керамическим декором карнизов, оконных арок и входных групп.

Элеватор

Спроектированный ещё в 1937 году, Элеватор на Набережно-Крещатицкой был построен архитектором Гольштейном уже в послевоенное время. Он практически не имеет декораций на фасаде, но башня элеватора завершается восьмигранной сталинской башенкой со шпилем.

Заводоуправления и триумфальная арка

Как уже упоминалось, в пространственной иерархии 1950-х годов заводоуправление – это лицо завода.
Заводоуправление завода Большевик начала 1950-х годов, втиснутое на проспекте Гетьмана в участок между бывшим литейным цехом и сооружением конца XIX-начала ХХ века, богато украшено декоративными элементами и увенчано башенкой.

Заводоуправление радиозавода на ул. Бориспольской

Заводоуправление Радиозавода на улице Бориспольской (среди рабочих именуемое “Белый дом”) сооружено с монументальным фронтоном, выразительным карнизом и рядом декоративных элементов.

К 1950-м относится и здание заводоуправления ДВРЗ на улице Алма-Атинской. Его фасад украшен пилястрами и розетками, а здание также увенчано декоративной башенкой. Поблизости находится менее выразительное строение столовой ДВРЗ 1956 года, который указан на фасаде.

Ещё одно подобное сооружение – административный корпус завода «Меридиан», расположенный вдоль бульвара Вацлава Гавела. Построенный в конце 1950-х годов, он относится к «обдирным» сталинкам, лишённым большей части декораций, но всё же с арками, колоннами и карнизами.

Киевский Бронетанковый завод на улице Бориспольской, хоть и закрыт для посторонних, имеет одно достойное упоминания сооружение, которое видно с улицы. КПП завода оформлен в виде трехпролётной триумфальной арки с рифлеными полуколоннами. Подобный тип триумфальных арок возник в античном Риме эпохи императора Августа. Любопытно, что это чуть ли не единственное в Киеве подобное сооружение (трёхпролётные арки встречаются на воротах кладбищ и церквей) и единственное в промышленной архитектуре.

Перш ніж прочитати матеріал, розгляньте можливість підтримати нас. «Хмарочос» пише про розвиток міст 10 років та 120 днів. За цей час ми опублікували 24969 новин та статей. Весь контент – в безкоштовному доступі. На нас не впливає жоден олігарх чи великий бізнес, ми працюємо для наших читачів й читачок. Ваш внесок дозволить продовжити працювати нашій редакції. Долучіться до спільноти з сотень осіб, які вже підтримують «Хмарочос».
| Хто ми такі?

Коментарі:

Вам доступний лише перегляд коментарів. Зареєструйтесь або увійдіть, щоб мати можливість додавати свої думки.

*Ці коментарі модеруються відповідно до наших правил ком’юніті

Newsletter button
Donate button
Podcast button
Send article button