Читайте нас в Telegram, Twitter, Instagram, Viber та Google Новинах

Пятилетние планы развития в СССР были задуманы для превращения аграрной страны в индустриальную. Помимо военной промышленности, которой уделялось огромное внимание, развивались и другие отрасли. «Хмарочос» публикует статью исследователя архитектуры Семена Широчина, который рассказывает об истории индустриальной архитектуре в Киеве первой половины ХХ века.

Индустриализация способствовала расширению и созданию промышленных производств, но имела и важные градостроительные последствия. В отличии от царского периода, где промышленность сооружалась на приобретаемом участке, в советское время как земля, так и промышленность были в государственной собственности. Это позволяло централизованно планировать застройку. Зонирование было продиктовано санитарными соображениями – защитой жилых районов от шума и атмосферных выбросов промышленных предприятий.

Новые крупные предприятия нуждались в тысячах рабочих рук, что притягивало в город население из сельской местности, где, как известно, жить в то время было особенно тяжело. Прирост населения требовал строительства жилья и прочей инфраструктуры. Характерным для 1930-х – 1950-х годов является строительство рабочих посёлков в виде единого комплекса в непосредственной близости к предприятиям.

Посёлок ДВРЗ, построенный в 1930-х и расширенный в конце 1940-х – начале 1950-х, является одним из лучших примеров взаимодействия индустриализации и градостроения.

Жилой массив построен в непосредственной близости к заводу, но отделён зелёной зоной. Помимо жилья, здесь сооружена инфраструктура: школа, детский сад, дворец культуры (в котором разместилась библиотека и кружки), а также стадион. С остальным Киевом ДВРЗ соединял трамвай.

Не везде промышленные предприятия имели возможность соорудить полноценную инфраструктуру для рабочего посёлка. Но большинство из них все же имели собственные дворцы культуры и жилые дома для рабочих.

В отличии от индустриальной архитектуры царского периода, где широко применялись декоративные элементы модерна и историзма, для архитектуры промышленных сооружений конца 1920-х – начала 1930-х годов характерен стиль конструктивизм. В его основе – функциональность, которая особенно востребована в промышленности.

КРЭС

Конструктивизм заходит в Киев через промышленность. Первым из киевских сооружений в этом стиле становится КРЭС (киевская районная электростанция, в 1930-е носящая имя Сталина), расположенная в портовой промзоне. Построена в 1926-1930 годах по проекту архитекторов А. К. Бурова, М. П. Парусникова, Г. П. Гольца. На его веку произошло крупнейшее киевское наводнение 1931 года. Тогда уровень воды в Днепре поднялся почти на девять метров. Электростанция находилась практически на берегу гавани, и во избежание отключения работы, окна нижних этажей забетонировали (бетонирование проводилось с лодок), а изнутри постоянно откачивалась затекающая вода. В послевоенное время электростанция была расширена.

IV Обувная фабрика

IV обувная фабрика расположена в промзоне на Куренёвке. Изначально названная в честь 10-летия Комсомола, она была сдана в 1929 году. Рядом с ней, возле Куренёвского парка, было сооружено несколько кооперативных домов для сотрудников. Сейчас это здание перестроено и используется как офисный центр «Форум парк плаза».

Швейная и трикотажная фабрики

Неподалёку от железнодорожной платформы «Протасов Яр», прилегая к склону холма, в корпусах бывших швейной и трикотажной фабрик расположен бизнес центр «Протасов бизнес парк». Изначально здесь располагались зернохранилище и мельница военного ведомства, сожжённые при отступлении польских войск в 1920 году. Оригинальные сооружения с элементами готики некоторое время стояли полуразрушенными. В процессе реконструкции уцелевшие здания были почти полностью разобраны, а на их остатках по проекту инженера Куклина соорудили конструктивистские корпуса трикотажной и швейной фабрик.

В послевоенное время комплекс фабрики будет дополнен административным корпусом, расположенным вплотную к линии улицы Гринченко. Согласно архитектурной стилистике 1950-х годов, этот корпус будет украшен колоннадой.

Хлебзавод № 1 (разрушен)


На улице Анри Барбюса до сих пор сохранились руины хлебзавода №1, построенного в 1932 году. Особенно выделяется административный корпус, выходящий на улицу Барбюса. Внутри находится скругленный лестничный пролёт со сплошным вертикальным остеклением.

Хлебавод № 4 (разрушен)

Хлебзавод № 4, находился на улице Дегтярёвской и был разрушен в 2012 году. Будучи представителем архитектуры постконструктивизма, он сочетал конструктивистскую планировку и объемно-пространственное решение с декоративными элементами.

ТЭЦ-3

Одним из наиболее узнаваемых индустриальных сооружений является ТЭЦ-3, она была построена в 1931-1940 роках на улице Жилянской. Первоначальный проект станции был утверждён в 1931 году в стиле конструктивизм. Вторая очередь была утверждена в 1934 году уже в стиле постконструктивизм. Фасад, выходящий на улицу Жилянскую, был переработан с добавлением розеток на аттике и наличников на окнах.

ТЭЦ-3 стала первой киевской электростанцией, производящей не только электричество, но и тепло. С середины 1930-х годов запускается процесс теплофикации. От ТЭЦ по всему городу тянутся теплотрассы, отбрасывающие в прошлое печное отопление. Помимо тепла, ТЭЦ обеспечивала подачу горячей воды. В 1990-х электрооборудование было демонтировано, и теперь теплостанция функционирует исключительно для производства тепла.

ТЭЦ-4

Проект Дарницкой ТЭЦ был задуман ещё в 1936 году в связи с бурным развитием промышленности в недавно созданном левобережном районе Киева. Близость железной дороги была благоприятным фактором для обустройства здесь промышленного района, который требовал отдельного источника электроэнергии.

ТЭЦ-4 была построена в 1954 году. Проект оказался настолько удачным, что был повторён ещё 16 раз, как в СССР, так и в других странах. На территории ТЭЦ стоит первая в СССР градирня из сборного железобетона.

Главный корпус ТЭЦ имеет незначительные архитектурные декорации – наличники вокруг оконных проёмов, слабовыраженные карнизы и керамическую композицию на фасаде. Проходная здесь оформлена в виде двух одноэтажных строений с фронтонами, керамическим декором карнизов, оконных арок и входных групп.

Элеватор

Спроектированный ещё в 1937 году, Элеватор на Набережно-Крещатицкой был построен архитектором Гольштейном уже в послевоенное время. Он практически не имеет декораций на фасаде, но башня элеватора завершается восьмигранной сталинской башенкой со шпилем.

Заводоуправления и триумфальная арка

Как уже упоминалось, в пространственной иерархии 1950-х годов заводоуправление – это лицо завода.
Заводоуправление завода Большевик начала 1950-х годов, втиснутое на проспекте Гетьмана в участок между бывшим литейным цехом и сооружением конца XIX-начала ХХ века, богато украшено декоративными элементами и увенчано башенкой.

Заводоуправление радиозавода на ул. Бориспольской

Заводоуправление Радиозавода на улице Бориспольской (среди рабочих именуемое “Белый дом”) сооружено с монументальным фронтоном, выразительным карнизом и рядом декоративных элементов.

К 1950-м относится и здание заводоуправления ДВРЗ на улице Алма-Атинской. Его фасад украшен пилястрами и розетками, а здание также увенчано декоративной башенкой. Поблизости находится менее выразительное строение столовой ДВРЗ 1956 года, который указан на фасаде.

Ещё одно подобное сооружение – административный корпус завода «Меридиан», расположенный вдоль бульвара Вацлава Гавела. Построенный в конце 1950-х годов, он относится к «обдирным» сталинкам, лишённым большей части декораций, но всё же с арками, колоннами и карнизами.

Киевский Бронетанковый завод на улице Бориспольской, хоть и закрыт для посторонних, имеет одно достойное упоминания сооружение, которое видно с улицы. КПП завода оформлен в виде трехпролётной триумфальной арки с рифлеными полуколоннами. Подобный тип триумфальных арок возник в античном Риме эпохи императора Августа. Любопытно, что это чуть ли не единственное в Киеве подобное сооружение (трёхпролётные арки встречаются на воротах кладбищ и церквей) и единственное в промышленной архитектуре.

Перш ніж прочитати матеріал, розгляньте можливість підтримати нас. «Хмарочос» пише про розвиток міст 9 років та 275 днів. За цей час ми опублікували 23472 новин та статей. Весь контент – в безкоштовному доступі. На нас не впливає жоден олігарх чи великий бізнес, ми працюємо для наших читачів й читачок. Ваш внесок дозволить продовжити працювати нашій редакції. Долучіться до спільноти з сотень осіб, які вже підтримують «Хмарочос».
| Хто ми такі?

Коментарі:

Вам доступний лише перегляд коментарів. Зареєструйтесь або увійдіть, щоб мати можливість додавати свої думки.

*Ці коментарі модеруються відповідно до наших правил ком’юніті

Newsletter button
Donate button
Podcast button
Send article button