Читайте нас в Telegram, Twitter, Instagram, Viber та Google Новинах

Историк архитектуры и путешественник Семён Широчин съездил в столицу КНДР, Пхеньян, и проанализировал, чем он отличается от Киева, а в чем они похожи.

Редакція «Хмарочоса» засуджує системні порушення прав людини в КНДР. У цьому тексті не порівнюються політичні та суспільні устрої Північної Кореї та України. У даному матеріалі йдеться лише про те, що заявлено у заголовку – планування, архітектуру та транспортні системи міст.

Что может быть общего у двух городов, расположенных в разных частях света, в государствах с разной политической и экономической системами? Оказывается, есть, что сравнивать.

Наличие общего социалистического периода развития нашло своё отражение в архитектурном облике и организации городских пространств. И Киев тем более интересно сравнить с Пхеньяном, поскольку в последние десятилетия способы развития городов и обществ существенно разошлись. В Пхеньяне можно увидеть подобие того, каким был и как мог бы развиваться Киев в альтернативной реальности, если бы не началась перестройка и СССР не перестал существовать в 1991 году.

Организация городского пространства

Период государственного социализма определил общие принципы градостроения обоих городов на десятилетия. И в Киеве, и в Пхеньяне в 1950–1980-х годах проектировались широкие магистрали, строились новые жилые массивы и инфраструктурные объекты. Однако, отличались исходные условия.

Киев имел устоявшуюся сетку улиц дореволюционного капиталистического города. Планировка сохранилась в историческом центре, несмотря на повреждения во время Второй мировой войны. Пхеньян же был практически полностью стёрт с лица земли бомбардировками во время Корейской войны 1950-53 годов. С появлением новой государственной системы, отстраивали город уже по другим принципам: иерархические пространства, продуманные перспективы широких проспектов и большие расстояния. Модернистский размах, почти полностью лишенный исторической застройки.

Фото: Семён Широчин

Несмотря на схожее количество населения (как в 1950-х, так и сегодня), города имели разные статусы. Пхеньян был столицей, хоть и небольшого, но государства. Киев же был столицей союзной республики, что делало его вторичным по отношению к Москве. Пхеньян же в размахе пространств всегда равнялся именно на Москву, что нашло отражение в масштабе расстояний, ширине проспектов и размерах монументов, а также – высотности ряда сооружений, значительно превышающей киевские аналоги.

Фото: Семён Широчин

Наиболее схожими Киев и Пхеньян были в 1980-х годах – это выражалось в архитектуре модернизма, широких улицах и просторах площадей. С началом украинской независимости и сменой экономической системы с социалистической на капиталистическую, Киев лишился модернистского размаха пространств. В Пхеньяне, застывшем в 1980-х, этот простор сохранился, сочетаясь с эстетикой модернистской архитектуры. Уличная реклама в городе практически отсутствует, а существующие плакаты и мозаики чаще всего носят пропагандистский характер. Так же было и в Киеве до начала 1990-х годов.

Транспорт

В советское время транспортная система двух городов развивались похожим образом – создавались трамвайные, троллейбусные и автобусные маршруты, связывающие между собой районы города. Особое внимание уделялось связи жилых массивов с промышленными районами, где было расположено много рабочих мест. К жилым районам тянулись ветки метро и организовывались трамвайные маршруты.

Фото: Семён Широчин

Система метрополитена открылась в двух городах с разницей в 13 лет. В Пхеньяне он появился позже Киева – в 1973 году. В то время, как в Киеве станции первой очереди ещё имели инерцию сталинской стилистики, а дальше оформлялись в духе модернизма, то в Пхеньяне наблюдается обратная тенденция – первые станции Пхеньянского метро имели модернистскую стилистику («Сынни», «Понгва»), а станции второй половины 1980-х («Пухын», «Конгук», «Ёнгван») отличаются богатством оформления – колоннадами, барельефами и рекордными стометровыми мозаиками на всю длину платформы. Станции «Пухын» и «Ёнгван» показывают туристам, как «визитную карточку» города.

Фото: Семён Широчин

В отличие от систем метро в городах бывшего СССР, в Пхеньяне не используются советские вагоны. Тут сразу пользовались вагонами из Китая и ГДР, а в начале ХХI века их стали заменять немецкими. В вагонах достаточно шумно, скорость движения медленнее, чем в Киеве. Для проезда используются бесконтактные карты.

Что в вопросах транспорта больше всего объединяет Киев с Пхеньяном – так это трамваи. В Пхеньяне основу трамвайного парка составляют чехословацкие вагоны Tatra T3. 

Фото: Семён Широчин

Самые существенные отличия в мобильности городов связаны с тем фактом, что в КНДР практически нет частных автомобилей (они являются подарком от государства за особые заслуги в науке, спорте и т.д). В итоге основные способы перемещения по городу – общественный транспорт, такси, велосипед и пешеходный транзит. Учитывая, что некоторые магистрали имеют до пяти полос в одну сторону, дороги тут практически всегда свободны. В такой ситуации в Пхеньяне отсутствуют две характерные для Киева проблемы – наличие пробок и нехватка парковочных мест для всех желающих. Но есть другие сложности – перегруженность общественного транспорта в часы пик и очереди на остановках (что особенно критично во время дождя – все пассажиры, ожидающие транспорт, не помещаются под навесы).

Фото: Семён Широчин

Отсутствие возможности приобрести автомобиль заставляет жителей города использовать другой вид личного транспорта – велосипед. На многих проспектах существуют велодорожки и велополосы. С использованием велосипедов жителями Пхеньяна, правда, остаётся неясным одно – место их хранения. На улицах города не видно велопарковок.

Наследие модернизма, типовое и высотное строительство

Что сильно объединяет внешний вид Киева и Пхеньяна – так это наличие жилых и общественных зданий, построенных в стиле архитектуры модернизма. Если в Киеве есть тарелка УкрИНТЕИ, гостиница «Салют», то в Пхеньяне нельзя не обратить внимание на шарообразный павильон электронной промышленности пхеньянского ВДНХ или коническое здание Ледового дворца, напоминающее своей архитектурой собор в городе Бразилиа. В Пхеньяне также имеется целый ряд модернистских спортивных сооружений, среди которых крытый стадион, дворец тхэквондо, корпуса гандбольной и баскетбольной гимназий.

Фото: Семён Широчин

Похоже и наследие жилой архитектуры. В Пхеньяне, как и в Киеве, жилое строительство велось преимущественно по типовым проектам. В Киеве это дома высотой 5, 9, 12 и 16 этажей. В Пхеньяне фоновая застройка также имеет высоту 5-10 этажей, однако уступает киевской как по масштабам, так и в оформлении.

Фото: Семён Широчин

В столице КНДР общее количество высотных зданий поменьше, однако в среднем они имеют гораздо большую высотность – в 1980-х здесь массово строились 25-, 30-, 36- и даже 40-этажные жилые дома.

Фото: Семён Широчин

Рекордным проектом 1980-х стало 105-этажное здание гостиницы Рюгён, которая должна была стать самой высокой в мире. Её строительство остановили в 1990-х, после чего продолжили в 2008 году, однако здание не введено в эксплуатацию до сих пор.

Фото: Семён Широчин

Наиболее яркими представителями высотной застройки Пхеньяна 1980-х являются улицы Кванбок и Тонгиль, застроенные высотными модернистскими жилыми зданиями, имеющими высоту до 40 этажей.

Фото: Семён Широчин

Основное отличие модернистских зданий в Киеве и Пхеньяне – в их сохранности. Из-за приватизации и отсутствия муниципального контроля киевское наследие модернизма подвергается безжалостному ремонту: утеплению фасадов и остеклению балконов, утрате аутентичности из-за замены стеклопакетов и дверей, покраски и утепления.

Фото: Семён Широчин

В Пхеньяне ситуация другая – во многих зданиях с момента постройки ремонт вообще не проводился. Из-за этого массивы выглядят монотонными. Оконные рамы и двери остались оригинальными. В ряде общественных сооружений сохранилась ещё и аутентичная мебель. Лоскутное утепление фасадов отсутствует как в старых, так и в новых многоэтажных домах.

Фото: Семён Широчин

С начала 2010-х дома на центральных улицах Пхеньяна были отремонтированы с заменой кровли, обновлением штукатурки, а в некоторых случаях – с утеплением фасада. При этом здания стали полихромными – светло-серую штукатурку разбавили бледно-салатовой, голубой, жёлтой и охровой (что, как оказалось, соответствует традиционным цветам народных корейских нарядов). В отличие от Киева, даже утепление здесь проводится централизованно и дом после него сохраняет визуальную целостность.

Современная архитектура

Современная архитектура городов одновременно похожа и отличается. Если в Киеве массовое строительство жилых комплексов активизировалось в конце 1990-х, то в Пхеньяне новое строительство началось уже в 2010-х.

Фото: Семён Широчин

В столице КНДР сооружается множество новых высотных зданий, преимущественно жилых. Строятся они целыми улицами. Этому способствует отсутствие рыночной экономики и государственное планирование. При этом есть и общая с Киевом черта – застраиваются дворовые пространства центральных кварталов. Это увеличивает плотность населения и нагрузку на коммуникации. Многие высотные здания, как и в Киеве, строятся на месте малоэтажной застройки.

Фото: Семён Широчин

Отличается и высота зданий. Если в Киеве самым высоким зданием считается 47-этажный жилой дом на Кловском спуске, построенный в случайном месте и раскритикованный ЮНЕСКО, то в самом высоком доме Пхеньяна насчитывается 82 этажа. Он построен в рамках нового высотного ансамбля, поскольку строительство происходит в условиях командно-административной экономики.

Выводы

В целом, складывается впечатление, что Пхеньян, являясь родственным Киеву из-за наличия у городов социалистического периода развития, находится в альтернативной реальности. В XXI веке здесь все еще продолжает существовать социалистическое градостроительство.

Киев же за последние три десятка лет столкнулся с новыми вызовами и в урбанистической, и в социальной сфере и продолжает их решать, создавая новые правила игры на территориях, спроектированных в другой стране и другими методами.

Перш ніж прочитати матеріал, розгляньте можливість підтримати нас. «Хмарочос» пише про розвиток міст 10 років та 119 днів. За цей час ми опублікували 24969 новин та статей. Весь контент – в безкоштовному доступі. На нас не впливає жоден олігарх чи великий бізнес, ми працюємо для наших читачів й читачок. Ваш внесок дозволить продовжити працювати нашій редакції. Долучіться до спільноти з сотень осіб, які вже підтримують «Хмарочос».
| Хто ми такі?

Коментарі:

Вам доступний лише перегляд коментарів. Зареєструйтесь або увійдіть, щоб мати можливість додавати свої думки.

*Ці коментарі модеруються відповідно до наших правил ком’юніті

Newsletter button
Donate button
Podcast button
Send article button