Читайте нас в Telegram, Twitter, Instagram, Viber та Google Новинах

Историк архитектуры и путешественник Семён Широчин съездил в столицу КНДР, Пхеньян, и проанализировал, чем он отличается от Киева, а в чем они похожи.

Редакція «Хмарочоса» засуджує системні порушення прав людини в КНДР. У цьому тексті не порівнюються політичні та суспільні устрої Північної Кореї та України. У даному матеріалі йдеться лише про те, що заявлено у заголовку – планування, архітектуру та транспортні системи міст.

Что может быть общего у двух городов, расположенных в разных частях света, в государствах с разной политической и экономической системами? Оказывается, есть, что сравнивать.

Наличие общего социалистического периода развития нашло своё отражение в архитектурном облике и организации городских пространств. И Киев тем более интересно сравнить с Пхеньяном, поскольку в последние десятилетия способы развития городов и обществ существенно разошлись. В Пхеньяне можно увидеть подобие того, каким был и как мог бы развиваться Киев в альтернативной реальности, если бы не началась перестройка и СССР не перестал существовать в 1991 году.

Организация городского пространства

Период государственного социализма определил общие принципы градостроения обоих городов на десятилетия. И в Киеве, и в Пхеньяне в 1950–1980-х годах проектировались широкие магистрали, строились новые жилые массивы и инфраструктурные объекты. Однако, отличались исходные условия.

Киев имел устоявшуюся сетку улиц дореволюционного капиталистического города. Планировка сохранилась в историческом центре, несмотря на повреждения во время Второй мировой войны. Пхеньян же был практически полностью стёрт с лица земли бомбардировками во время Корейской войны 1950-53 годов. С появлением новой государственной системы, отстраивали город уже по другим принципам: иерархические пространства, продуманные перспективы широких проспектов и большие расстояния. Модернистский размах, почти полностью лишенный исторической застройки.

Фото: Семён Широчин

Несмотря на схожее количество населения (как в 1950-х, так и сегодня), города имели разные статусы. Пхеньян был столицей, хоть и небольшого, но государства. Киев же был столицей союзной республики, что делало его вторичным по отношению к Москве. Пхеньян же в размахе пространств всегда равнялся именно на Москву, что нашло отражение в масштабе расстояний, ширине проспектов и размерах монументов, а также – высотности ряда сооружений, значительно превышающей киевские аналоги.

Фото: Семён Широчин

Наиболее схожими Киев и Пхеньян были в 1980-х годах – это выражалось в архитектуре модернизма, широких улицах и просторах площадей. С началом украинской независимости и сменой экономической системы с социалистической на капиталистическую, Киев лишился модернистского размаха пространств. В Пхеньяне, застывшем в 1980-х, этот простор сохранился, сочетаясь с эстетикой модернистской архитектуры. Уличная реклама в городе практически отсутствует, а существующие плакаты и мозаики чаще всего носят пропагандистский характер. Так же было и в Киеве до начала 1990-х годов.

Транспорт

В советское время транспортная система двух городов развивались похожим образом – создавались трамвайные, троллейбусные и автобусные маршруты, связывающие между собой районы города. Особое внимание уделялось связи жилых массивов с промышленными районами, где было расположено много рабочих мест. К жилым районам тянулись ветки метро и организовывались трамвайные маршруты.

Фото: Семён Широчин

Система метрополитена открылась в двух городах с разницей в 13 лет. В Пхеньяне он появился позже Киева – в 1973 году. В то время, как в Киеве станции первой очереди ещё имели инерцию сталинской стилистики, а дальше оформлялись в духе модернизма, то в Пхеньяне наблюдается обратная тенденция – первые станции Пхеньянского метро имели модернистскую стилистику («Сынни», «Понгва»), а станции второй половины 1980-х («Пухын», «Конгук», «Ёнгван») отличаются богатством оформления – колоннадами, барельефами и рекордными стометровыми мозаиками на всю длину платформы. Станции «Пухын» и «Ёнгван» показывают туристам, как «визитную карточку» города.

Фото: Семён Широчин

В отличие от систем метро в городах бывшего СССР, в Пхеньяне не используются советские вагоны. Тут сразу пользовались вагонами из Китая и ГДР, а в начале ХХI века их стали заменять немецкими. В вагонах достаточно шумно, скорость движения медленнее, чем в Киеве. Для проезда используются бесконтактные карты.

Что в вопросах транспорта больше всего объединяет Киев с Пхеньяном – так это трамваи. В Пхеньяне основу трамвайного парка составляют чехословацкие вагоны Tatra T3. 

Фото: Семён Широчин

Самые существенные отличия в мобильности городов связаны с тем фактом, что в КНДР практически нет частных автомобилей (они являются подарком от государства за особые заслуги в науке, спорте и т.д). В итоге основные способы перемещения по городу – общественный транспорт, такси, велосипед и пешеходный транзит. Учитывая, что некоторые магистрали имеют до пяти полос в одну сторону, дороги тут практически всегда свободны. В такой ситуации в Пхеньяне отсутствуют две характерные для Киева проблемы – наличие пробок и нехватка парковочных мест для всех желающих. Но есть другие сложности – перегруженность общественного транспорта в часы пик и очереди на остановках (что особенно критично во время дождя – все пассажиры, ожидающие транспорт, не помещаются под навесы).

Фото: Семён Широчин

Отсутствие возможности приобрести автомобиль заставляет жителей города использовать другой вид личного транспорта – велосипед. На многих проспектах существуют велодорожки и велополосы. С использованием велосипедов жителями Пхеньяна, правда, остаётся неясным одно – место их хранения. На улицах города не видно велопарковок.

Наследие модернизма, типовое и высотное строительство

Что сильно объединяет внешний вид Киева и Пхеньяна – так это наличие жилых и общественных зданий, построенных в стиле архитектуры модернизма. Если в Киеве есть тарелка УкрИНТЕИ, гостиница «Салют», то в Пхеньяне нельзя не обратить внимание на шарообразный павильон электронной промышленности пхеньянского ВДНХ или коническое здание Ледового дворца, напоминающее своей архитектурой собор в городе Бразилиа. В Пхеньяне также имеется целый ряд модернистских спортивных сооружений, среди которых крытый стадион, дворец тхэквондо, корпуса гандбольной и баскетбольной гимназий.

Фото: Семён Широчин

Похоже и наследие жилой архитектуры. В Пхеньяне, как и в Киеве, жилое строительство велось преимущественно по типовым проектам. В Киеве это дома высотой 5, 9, 12 и 16 этажей. В Пхеньяне фоновая застройка также имеет высоту 5-10 этажей, однако уступает киевской как по масштабам, так и в оформлении.

Фото: Семён Широчин

В столице КНДР общее количество высотных зданий поменьше, однако в среднем они имеют гораздо большую высотность – в 1980-х здесь массово строились 25-, 30-, 36- и даже 40-этажные жилые дома.

Фото: Семён Широчин

Рекордным проектом 1980-х стало 105-этажное здание гостиницы Рюгён, которая должна была стать самой высокой в мире. Её строительство остановили в 1990-х, после чего продолжили в 2008 году, однако здание не введено в эксплуатацию до сих пор.

Фото: Семён Широчин

Наиболее яркими представителями высотной застройки Пхеньяна 1980-х являются улицы Кванбок и Тонгиль, застроенные высотными модернистскими жилыми зданиями, имеющими высоту до 40 этажей.

Фото: Семён Широчин

Основное отличие модернистских зданий в Киеве и Пхеньяне – в их сохранности. Из-за приватизации и отсутствия муниципального контроля киевское наследие модернизма подвергается безжалостному ремонту: утеплению фасадов и остеклению балконов, утрате аутентичности из-за замены стеклопакетов и дверей, покраски и утепления.

Фото: Семён Широчин

В Пхеньяне ситуация другая – во многих зданиях с момента постройки ремонт вообще не проводился. Из-за этого массивы выглядят монотонными. Оконные рамы и двери остались оригинальными. В ряде общественных сооружений сохранилась ещё и аутентичная мебель. Лоскутное утепление фасадов отсутствует как в старых, так и в новых многоэтажных домах.

Фото: Семён Широчин

С начала 2010-х дома на центральных улицах Пхеньяна были отремонтированы с заменой кровли, обновлением штукатурки, а в некоторых случаях – с утеплением фасада. При этом здания стали полихромными – светло-серую штукатурку разбавили бледно-салатовой, голубой, жёлтой и охровой (что, как оказалось, соответствует традиционным цветам народных корейских нарядов). В отличие от Киева, даже утепление здесь проводится централизованно и дом после него сохраняет визуальную целостность.

Современная архитектура

Современная архитектура городов одновременно похожа и отличается. Если в Киеве массовое строительство жилых комплексов активизировалось в конце 1990-х, то в Пхеньяне новое строительство началось уже в 2010-х.

Фото: Семён Широчин

В столице КНДР сооружается множество новых высотных зданий, преимущественно жилых. Строятся они целыми улицами. Этому способствует отсутствие рыночной экономики и государственное планирование. При этом есть и общая с Киевом черта – застраиваются дворовые пространства центральных кварталов. Это увеличивает плотность населения и нагрузку на коммуникации. Многие высотные здания, как и в Киеве, строятся на месте малоэтажной застройки.

Фото: Семён Широчин

Отличается и высота зданий. Если в Киеве самым высоким зданием считается 47-этажный жилой дом на Кловском спуске, построенный в случайном месте и раскритикованный ЮНЕСКО, то в самом высоком доме Пхеньяна насчитывается 82 этажа. Он построен в рамках нового высотного ансамбля, поскольку строительство происходит в условиях командно-административной экономики.

Выводы

В целом, складывается впечатление, что Пхеньян, являясь родственным Киеву из-за наличия у городов социалистического периода развития, находится в альтернативной реальности. В XXI веке здесь все еще продолжает существовать социалистическое градостроительство.

Киев же за последние три десятка лет столкнулся с новыми вызовами и в урбанистической, и в социальной сфере и продолжает их решать, создавая новые правила игры на территориях, спроектированных в другой стране и другими методами.

Перш ніж прочитати матеріал, розгляньте можливість підтримати нас. «Хмарочос» пише про розвиток міст 9 років та 276 днів. За цей час ми опублікували 23482 новин та статей. Весь контент – в безкоштовному доступі. На нас не впливає жоден олігарх чи великий бізнес, ми працюємо для наших читачів й читачок. Ваш внесок дозволить продовжити працювати нашій редакції. Долучіться до спільноти з сотень осіб, які вже підтримують «Хмарочос».
| Хто ми такі?

Коментарі:

Вам доступний лише перегляд коментарів. Зареєструйтесь або увійдіть, щоб мати можливість додавати свої думки.

*Ці коментарі модеруються відповідно до наших правил ком’юніті

Newsletter button
Donate button
Podcast button
Send article button