Читайте нас в Telegram, Twitter, Instagram, Viber та Google Новинах

В подземном переходе возле станции метро Дорогожичи 31 августа заместитель главы КМДА презентовал стену, разрисованную подсолнухами. В рубрике «Как пользоваться городом» искусствовед Зоя Звиняцковская рассказывает, почему этот жест – всего лишь имитация деятельности КМДА и как с этим бороться.

Вижу, начинать надо с азов. С самых. Ну, начнем. Город, знаете, это такая прикольная штука, элементы которой все сугубо функциональны, то есть они нужны для дела. Все остальное – потом. То есть дома, например, могут быть красивые или уродские, и это можно обсуждать – но если в доме жить нельзя, например, стена отпала или крыши нет – то все, неважно, какой у дома декор на фасаде. Дом нужно или починить, или снести, а до этого времени это не дом, а так – руина и рассадник бездомных.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

Как пользоваться городом: двери

Как пользоваться городом: скамейки вокруг фонтана в Мариинском парке.

Почти все элементы города функциональны, и эта функция важнее всего. Дороги, парки, стадионы, каждая лавочка и каждый фонарный столб – они все поставлены и построены зачем-то, а не для красоты. Конечно, важно, как они выглядят, но гораздо важнее – как они выполняют свою функцию и выполняют ли. Если посреди дороги яма, а фонарный столб покосился – все равно, насколько красиво нарисована зебра рядом с ямой и какого цвета столб. Надеюсь, в этой точке пока все со мной согласны, кто против – велкам жить в доме без крыши и ездить по дороге в ямах.

Идем дальше.  В нашем городе очень многие вещи сделаны изначально плохо или были сделаны хорошо, но уже пришли в негодность. Причин для этого много, и это не только косорукость строителей и воровство. Многие элементы инфраструктуры Киева были построены в другую эпоху, во времена, когда был совершенно другой взгляд на такие понятия как удобства и другие приоритеты – и комфорт жителей в эти приоритеты не входил. В этом смысле подземный переход – очень характерная вещь советской эпохи. Не только киевский подземный переход, переход вообще.

9Вы наверняка знаете, что на постсоветском пространстве есть целое движение урбанистов и городских активистов, ратующее за уничтожение подземных переходов в принципе. Потому что они, на деле, очень усложняют жизнь пешехода – любого, а особенно немолодого, мамы с коляской или инвалида. Туда трудно и долго спускаться, и так же трудно подниматься. Они были придуманы не для людей – для стройности и бесперебойной красоты движения по улицам. Когда-то это считалось красивым и правильным, и мучения бабушки были ничтожной платой за улицу без светофоров. Но сейчас приоритеты изменились на 180 градусов – во всяком случае, в головах современных людей.

Я просто привела пример, как со временем может меняться взгляд на один и тот же объект. Киев – город подземных переходов. Их при совке у нас нарыли на тысячу лет вперед. Очень маловероятно, что их можно ликвидировать, на них завязаны многие другие элементы инфраструктуры, например, входы в метро. Но это я к тому, что вообще-то в подземном переходе нет ничего хорошего, в принципе. Но они у нас есть и с ними надо как-то жить. Ок, идем дальше.

Мало того, что подземные переходы – штука не очень удобная для горожан, за годы независимости они в нашем сельском капитализме превратились вообще черт знает во что. Там процветает непонятная стихийная торговля – которая, конечно, платит (что? кому?). В результате единственная и непреложная функция подземного перехода – собственно, беспрепятственный проход людей – в значительной степени утрачивается. Часто людям для прохода остается пространство в 50 см, куда они по очереди протискиваются (поток идет в две стороны). Вонь, часто грязь, и часто темнота – с лампочками не очень. Ступеньки поломаны годами. Все вышеперечисленное совершенно не волнует городское начальство – более того, резонно предположить, что оно как раз и есть заинтересованной стороной всего этого дикого бардака вне закона и логики.

Отдельно насчет безбарьерности переходов. Как выглядят там пандусы для колясок – знают все. Часто (как на фото) это две металлические рельсы, что означает, что колеса коляски должны быть на стандартном расстоянии. Черт, черт! «Рельсы» придумали и положили, когда на весь совок был один фасон колясок. А сейчас их великое множество, и многие даже с тремя колесами, одно по центру. Ну, вы поняли. Отдельная история – угол наклона. Не всякая мать чисто физически сможет удержать или вытолкать коляску под таким углом. Про людей с инвалидностью я просто молчу, а велосипедисты пусть тренируются.

perexodНекоторые особо зарвавшиеся урбанисты говорят даже, что вот – если у нас все равно есть переходы, давайте их используем, например, сделаем там городские туалеты, это лучше, чем тыкать будки по центру (в городе нет сети общественных уборных! То есть wi-fi есть уже везде – а уборных нет). Ну, это вряд ли, я думаю, тут бы хоть существующую функцию сохранить.

В общем, как видим, подземный переход оказался вполне себе символическим объектом, в котором пересеклось множество смыслов – и множество функций. Мы хотим, чтобы по ним было удобно ходить, а городские власти хотят, чтобы с торговли в них можно было стричь как можно больше купонов и при этом полностью забивать на ремонт. После этого как-то даже и неудивительно, что именно подземные переходы все чаще становятся ареной демонстрации еще одного пережитка, доставшегося нам от совка – присваивания властями общественного пространства, по понятным причинам часто отягченного ура-патриотизмом самого низкого и пошлого пошиба. В сложившихся в наших переходах обстоятельствах  это все равно, что наносить на лицо сифилитика с провалившимся носом тональный крем, румяна, помаду и прочий декоративный макияж. А потом спрашивать – ну как, нормально? Не слишком яркий оттенок помады? И все такие – нет, что вы, очень подходит, отлично оттеняет цвет ваших глаз. А дырка вместо носа вот же она, зияет, ужасная. Но люди хвалят помаду.

Нет уж. Давайте вы разберетесь с торговлей, вкрутите все лампочки, установите на лестницах подъемники для инвалидов, то есть сделаете, наконец, свою работу, а потом, если поверх захотите что-то украсить – ТАДАМ – обратитесь к компетентным, черт побери, организациям, которые одни только и должны разрешать или запрещаться всякого рода красоты в городе.

Пока же переходы все больше напоминают накрашенного сифилитика. Начало было положено на Кловской. Там директор одного киевского предприятия по производству керамической плитки (пожелавший остаться неизвестным) покрыл новой плиткой старую и действительно полуразрушенную стену подземного перехода. Правда попутно он воздвиг там монументальную керамическую картину, как будто сошедшую с коробки знаменитого шоколадного «Киева вечернего». Китчуха сотого левела – но в подарок! Разумеется, с разрешения и при полном содействии райадминистрации, которая легко и не задумываясь «подарила» и правда доброму и неравнодушному, но не очень эстетически грамотному бизнесмену стену на нашей с вами улице.

1079754Но там хотя бы была плитка. Новый шедевр на Дорогожичах делали, наверное, без привлечения завода, никто плитку задаром не дал. Была просто краска – и они ПОКРАСИЛИ плитку довольно криворуким сельским пейзажем с уходящей вдаль дорогой и непременными подсолнухами.  И на этом фоне немедленно засветился замглавы КГГА – ну а как же, это ж красота какая и лично он, очевидно, рисовал.

В этой связи у меня назрел вопрос. Эта стена – она что, правда принадлежит вот этому дяде в туфлях, который, я надеюсь, уже навсегда вошел в украинский интернет-сегмент как аналог «свидетеля из Фрязино»? Почему, по какому праву, он ею распоряжается – вместо выполнения своих прямых обязанностей по уборке, вкручиванию лампочек и тд и тп? Почему присваивает результат?

Возможно, вы удивитесь, но это не риторический вопрос, и у меня даже есть на него ответ. Этот чиновник, как и все чиновники, в прямом смысле взял то, что плохо лежит. Это означает, что у нас нигде, ни на каком уровне нет никакого регуляторного акта, определяющего и защищающего публичное пространство. Вы только вдумайтесь! Есть частная территория – и есть ничья. На нее не распространяется никакой закон. Там можно сделать парковку, нарисовать летающего слона или украинку в венке, поставить шлагбаум – да что угодно сделать. Это ничье. Пустота. Фикция. В юридическом смысле этого не существует. Чем власти и отдельные энтузиасты успешно пользуются.

Описанная ситуация – правовой нонсенс, однако она выгодна и удобна очень многим. Насколько я знаю, силами некоторых депутатов Киевсовета готовится некий регуляторный акт, способный узаконить, наконец, публичное пространство. Этот документ решил бы множество городских проблем, сделал бы правила понятными и однозначными для всех – да просто ввел бы, наконец, правила. Но готовится он уже долго и конца-края не видно, я так понимаю, пришло время общественности поднажать. Ок, давайте поднажмем. Нам его еще принять нужно, не забывайте.

Этот документ решил бы множество вопросов – от мозаик Украинского Дома до колосящихся полей в подземных переходах. Потому что пока все это пространство принадлежит властям или номинальным собственникам зданий. А ведь это неправда, на самом деле все это принадлежит городской громаде. Это наш город.

P.S. Я хорошо помню главное правило журналистики: одна статья – одна тема. В этом тексте я написала про функцию и проблему присвоения публичного пространства. Это уже две темы, но меньше никак было нельзя. Но есть еще несколько тем, связанных с этой «росписью», и они не менее важны. Вот они:

– спекуляция национальной символикой;
– сельская эстетика в городской среде;
– визуальный шум и визуальная гигиена;
– кому может и должно быть делегировано право принятия решений по организации городской среды;
– все ли подарки нужно принимать городу.

Это только самое необходимое, о чем нельзя не сказать. И это все о том, как пользоваться городом. Поэтому, считайте, это темы следующих колонок.

Перш ніж прочитати матеріал, розгляньте можливість підтримати нас. «Хмарочос» пише про розвиток міст 10 років та 193 днів. За цей час ми опублікували 25516 новин та статей. Весь контент – в безкоштовному доступі. На нас не впливає жоден олігарх чи великий бізнес, ми працюємо для наших читачів й читачок. Ваш внесок дозволить продовжити працювати нашій редакції. Долучіться до спільноти з сотень осіб, які вже підтримують «Хмарочос».
| Хто ми такі?

Коментарі:

Вам доступний лише перегляд коментарів. Зареєструйтесь або увійдіть, щоб мати можливість додавати свої думки.

*Ці коментарі модеруються відповідно до наших правил ком’юніті

Newsletter button
Donate button
Podcast button
Send article button